Оригинал взят у adzhaya в А.Караганов о фильме "2001: космическая одиссея" С.Кубрика
Кинопоиск
Источник: Караганов А. Коммерция, политика, искусство // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.3-35. Цитата со стр.15-21, со значительными купюрами.
Появление монолита уже в самом начале фильма настраивает зрителя на определенную волну: ясно, что речь пойдет не об истории освоения небесных высей - от полета обглоданной кости до межпланетных путешествий, а о философских проблемах и тайнах земного бытия человека.
Автор романа, по которому снят фильм, Артур Кларк исходит в своем сочинении из того, что уже доказанная безграничность научно-технического прогресса дает нам право предположить, что на других планетах существуют более развитые цивилизации, чем наша...
Монолит - их посланец. ...Но вот люди сделали первые шаги в заданном монолитом направлении. В фильме с большим техническим блеском и поразительной режиссерской изобретательностью показано путешествие американцев на Юпитер. Даже встреча с русскими учеными на промежуточной космической станции показана. По привычке скрыв от своих русских коллег истинные цели полета, американские космонавты устремляются дальше.
Где предел этого проникновения человека во вселенную? Каковы его перспективы? Движение сценария к финалу строится на такое предпосылке: внеземляне в результате наблюдений пришли к убеждению, что нового прыжка в новые дали вселенной человек недостоин - он остался животным, чрезвычайно агрессивным и опасным.
...есть разница между романом и фильмом. Кларк в своем романе решил все рационально объяснить. Кубрик почти ничего не объясняет: туманность, неопределенность, загадочность ряда ситуаций фильма входят в режиссерский замысел и несут на себе определенную философскую нагрузку.
Философия фильма, многие его загадки и самые драматические моменты связаны с бунтом робота - электронного мозга космического корабля. ...Он ведет себя как человечское существо, наделенное еще бОльшими, чем человек, возможностями и еще меньшей нравственной ответственностью.
Но откуда же идет непокорство робота? ...Робот в трактовке Кубрика - "продолжение" современного человека со всеми его опасными качествами, вызывающими тревогу, страх и отчаяние художника. Люди в фильме - существа отчужденные. Они автоматичны при всей изощренности ума: в роботе, в электронном мозге они воспроизводят себя, сегодняшних. Они бессильны "запрограммировать" в нем такие качества, которые открывали бы более оптимистические перспективы нравственного развития человека. Образом и концепцией робота Кубрик представляет будущее человека как простое продолжение его буржуазного настоящего. Техника уйдет вперед, а духовных и нравственных перемен не будет. Именно так - мрачно и испуганно - пророчествует своим фильмом Стэнли Кубрик.
Впрочем, "тема робота" вполне поддается и иной трактовке: это представленные в фильме монолитом внеземляне повлияли на сознание людей, занимавшихся изготовлением робота. Это они с помощью робота, соответствующе "запрограммированного", решили помешать людям Земли прорваться за пределы дозволенного. Такая трактовка, очевидно, тоже входила в многослойный замысел Кубрика. Философской и нравственной сути драмы она не меняет. Речь и в данном случае идет все о тех же роковых несовершенствах человека. Вся разница между двумя концепциями робота сводится лишь к определению источника его порочных наклонностей: то ли сам человек сконструировал их по образу и подобию своих наклонностей, то ли внеземляне заставили человека сделать робота "по-человечески" жестоким и коварным.
...Ощущение драматической неясности современного мира и его перспектив всепроникающе влияет на построение и оформление фильма. Здесь нет обычной для Кубрика иронии, но нет и эмоциональной непосредственности, нет упоения мечтой.
...Философия фильма и воплотившиеся в нем настроения по-своему отражаются в скучной рационалистической конструктивности интерьеров космического корабля и станции. Декорации в фильме кажутся скверными копиями рисунков из второсортных научно-популярных журналов, пробующих представить космическое будущее человека по конструктивным канонам позавчерашнего происхождения. Вымученная элегантность в стиле модерн по-своему гармонирует с мыслью фильма, обращающейся в третье тысячелетие, чтобы и туда притащить пороки буржуазного человека наших дней.
С философскими слабостями фильма связаны недостатки его драматургического построения. Фильм развертывается как серия эпизодов, создающих разноголосицу тем и проблем. Неясность идей, сумятица настроений рождают беспорядочность, хаотичность экранного действия - драматургия фильма беллетристически поверхностна и лишена убеждающей последовательности. Гейне как-то говорил: ухабистую дорогу нельзя описывать ухабистыми стихами. В новом фильме Кубрика ухабистая дорога мысли описывается ухабистыми стихами.
..."Космическая одиссея" - предметное выражение драмы буржуазного сознания, вернее, тех его представителей, которые ...всерьез задумываются над бедами современного человека. Считая нормы частнособственнического бытия непреходящими, они не могут понять мир в его реальных противоречиях, в его неостановимом движении к социализму. Самим фактом своего появления, самим объективным своим содержанием фильм Кубрика показывает, что даже в своем максимальном развитии на основе далеко продвинувшейся науки буржуазная цивилизация остается в пределах того частнособственнического свинства, которое проклинают, не умея до конца понять, наиболее честные художники буржуазного мира.
Комментарий от adzhaya
Не принадлежа к числу тех, у кого есть твёрдое мнение, о чем именно фильм "Космическая одиссея", готова принять и вариант, предложенный А.Карагановым. Насчёт буржуазно-порочного робота особенно:). Но заметила опасную особенность авторского стиля А.Караганова: он детально описал свою трактовку фильма Кубрика, но в таких выражениях, словно описал трактовку лично самого Кубрика. То есть даже самому себе не оставил места для полемики. Кинокритику опасно, очень опасно так поступать! Ведь если вдруг - боже упаси! - сядешь в лужу, то приличнее, чтоб это была твоя личная маленькая лужа, куда ты не толкал никого другого.
Кинопоиск
Источник: Караганов А. Коммерция, политика, искусство // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.3-35. Цитата со стр.15-21, со значительными купюрами.
Появление монолита уже в самом начале фильма настраивает зрителя на определенную волну: ясно, что речь пойдет не об истории освоения небесных высей - от полета обглоданной кости до межпланетных путешествий, а о философских проблемах и тайнах земного бытия человека.
Автор романа, по которому снят фильм, Артур Кларк исходит в своем сочинении из того, что уже доказанная безграничность научно-технического прогресса дает нам право предположить, что на других планетах существуют более развитые цивилизации, чем наша...
Монолит - их посланец. ...Но вот люди сделали первые шаги в заданном монолитом направлении. В фильме с большим техническим блеском и поразительной режиссерской изобретательностью показано путешествие американцев на Юпитер. Даже встреча с русскими учеными на промежуточной космической станции показана. По привычке скрыв от своих русских коллег истинные цели полета, американские космонавты устремляются дальше.
Где предел этого проникновения человека во вселенную? Каковы его перспективы? Движение сценария к финалу строится на такое предпосылке: внеземляне в результате наблюдений пришли к убеждению, что нового прыжка в новые дали вселенной человек недостоин - он остался животным, чрезвычайно агрессивным и опасным.
...есть разница между романом и фильмом. Кларк в своем романе решил все рационально объяснить. Кубрик почти ничего не объясняет: туманность, неопределенность, загадочность ряда ситуаций фильма входят в режиссерский замысел и несут на себе определенную философскую нагрузку.
Философия фильма, многие его загадки и самые драматические моменты связаны с бунтом робота - электронного мозга космического корабля. ...Он ведет себя как человечское существо, наделенное еще бОльшими, чем человек, возможностями и еще меньшей нравственной ответственностью.
Но откуда же идет непокорство робота? ...Робот в трактовке Кубрика - "продолжение" современного человека со всеми его опасными качествами, вызывающими тревогу, страх и отчаяние художника. Люди в фильме - существа отчужденные. Они автоматичны при всей изощренности ума: в роботе, в электронном мозге они воспроизводят себя, сегодняшних. Они бессильны "запрограммировать" в нем такие качества, которые открывали бы более оптимистические перспективы нравственного развития человека. Образом и концепцией робота Кубрик представляет будущее человека как простое продолжение его буржуазного настоящего. Техника уйдет вперед, а духовных и нравственных перемен не будет. Именно так - мрачно и испуганно - пророчествует своим фильмом Стэнли Кубрик.
Впрочем, "тема робота" вполне поддается и иной трактовке: это представленные в фильме монолитом внеземляне повлияли на сознание людей, занимавшихся изготовлением робота. Это они с помощью робота, соответствующе "запрограммированного", решили помешать людям Земли прорваться за пределы дозволенного. Такая трактовка, очевидно, тоже входила в многослойный замысел Кубрика. Философской и нравственной сути драмы она не меняет. Речь и в данном случае идет все о тех же роковых несовершенствах человека. Вся разница между двумя концепциями робота сводится лишь к определению источника его порочных наклонностей: то ли сам человек сконструировал их по образу и подобию своих наклонностей, то ли внеземляне заставили человека сделать робота "по-человечески" жестоким и коварным.
...Ощущение драматической неясности современного мира и его перспектив всепроникающе влияет на построение и оформление фильма. Здесь нет обычной для Кубрика иронии, но нет и эмоциональной непосредственности, нет упоения мечтой.
...Философия фильма и воплотившиеся в нем настроения по-своему отражаются в скучной рационалистической конструктивности интерьеров космического корабля и станции. Декорации в фильме кажутся скверными копиями рисунков из второсортных научно-популярных журналов, пробующих представить космическое будущее человека по конструктивным канонам позавчерашнего происхождения. Вымученная элегантность в стиле модерн по-своему гармонирует с мыслью фильма, обращающейся в третье тысячелетие, чтобы и туда притащить пороки буржуазного человека наших дней.
С философскими слабостями фильма связаны недостатки его драматургического построения. Фильм развертывается как серия эпизодов, создающих разноголосицу тем и проблем. Неясность идей, сумятица настроений рождают беспорядочность, хаотичность экранного действия - драматургия фильма беллетристически поверхностна и лишена убеждающей последовательности. Гейне как-то говорил: ухабистую дорогу нельзя описывать ухабистыми стихами. В новом фильме Кубрика ухабистая дорога мысли описывается ухабистыми стихами.
..."Космическая одиссея" - предметное выражение драмы буржуазного сознания, вернее, тех его представителей, которые ...всерьез задумываются над бедами современного человека. Считая нормы частнособственнического бытия непреходящими, они не могут понять мир в его реальных противоречиях, в его неостановимом движении к социализму. Самим фактом своего появления, самим объективным своим содержанием фильм Кубрика показывает, что даже в своем максимальном развитии на основе далеко продвинувшейся науки буржуазная цивилизация остается в пределах того частнособственнического свинства, которое проклинают, не умея до конца понять, наиболее честные художники буржуазного мира.
Комментарий от adzhaya
Не принадлежа к числу тех, у кого есть твёрдое мнение, о чем именно фильм "Космическая одиссея", готова принять и вариант, предложенный А.Карагановым. Насчёт буржуазно-порочного робота особенно:). Но заметила опасную особенность авторского стиля А.Караганова: он детально описал свою трактовку фильма Кубрика, но в таких выражениях, словно описал трактовку лично самого Кубрика. То есть даже самому себе не оставил места для полемики. Кинокритику опасно, очень опасно так поступать! Ведь если вдруг - боже упаси! - сядешь в лужу, то приличнее, чтоб это была твоя личная маленькая лужа, куда ты не толкал никого другого.
была речь А. Фадеева на каком-то съезде чего-то.
ОтветитьУдалитьПро то что буржуазные страны отстали от нас и нам нечему у них учиться. В ее духе все такие статьи и написаны, много позже смерти Фадеева.
Интересно а на "Заводной апельсин" что тогда писали?
Вероятно сделали вид что его не было :)
Да, "Заводной апельсин" я посмотрел только в 1992 году. Правда, и "Космическую Одиссею" удалось посмотреть не раньше. О многих западных фильмах я только читал в журналах о кино. О "8 1/2", например. Но не только о западных. С "Солярисом" было то же самое.
УдалитьВроде бы сцены из "Заводного апельсина" любили вставлять в советские передачи о том, как плохо живется на Западе?
Удалитьу меня своя история общения с этим фильмом.
ОтветитьУдалитьЯ про него давно слышал. Кубрик! "Космическая Одиссея"!
Потом лет в 18 послушал альбом Дэвижда Боуи "Space Oddity" и думал: - Может к фильму написано?
Но интернета у меня не было и узнать это я не смог.
Потом читал интервью Роллинг Стоунз где кто-то из них сказал что это лучший фильм в мировой истории. Сам фильм я не мог тогда посмотреть.
А потом где-то почитал про него и понял что в детстве видел его!!! :)
Надо посмотреть еще раз. 50 лет все-таки
вот Боуи https://www.youtube.com/watch?v=pXSGocWifAg
ОтветитьУдалить