суббота, 30 июля 2016 г.

"2001: Космическая Одиссея" (1968)

Оригинал взят у adzhaya в А.Караганов о фильме "2001: космическая одиссея" С.Кубрика

Кинопоиск

Источник: Караганов А. Коммерция, политика, искусство // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.3-35. Цитата со стр.15-21, со значительными купюрами.

Космическая Одиссея

Появление монолита уже в самом начале фильма настраивает зрителя на определенную волну: ясно, что речь пойдет не об истории освоения небесных высей - от полета обглоданной кости до межпланетных путешествий, а о философских проблемах и тайнах земного бытия человека.

Автор романа, по которому снят фильм, Артур Кларк исходит в своем сочинении из того, что уже доказанная безграничность научно-технического прогресса дает нам право предположить, что на других планетах существуют более развитые цивилизации, чем наша...

Монолит - их посланец. ...Но вот люди сделали первые шаги в заданном монолитом направлении. В фильме с большим техническим блеском и поразительной режиссерской изобретательностью показано путешествие американцев на Юпитер. Даже встреча с русскими учеными на промежуточной космической станции показана. По привычке скрыв от своих русских коллег истинные цели полета, американские космонавты устремляются дальше.

Космическая Одиссея 1

Где предел этого проникновения человека во вселенную? Каковы его перспективы? Движение сценария к финалу строится на такое предпосылке: внеземляне в результате наблюдений пришли к убеждению, что нового прыжка в новые дали вселенной человек недостоин - он остался животным, чрезвычайно агрессивным и опасным.

...есть разница между романом и фильмом. Кларк в своем романе решил все рационально объяснить. Кубрик почти ничего не объясняет: туманность, неопределенность, загадочность ряда ситуаций фильма входят в режиссерский замысел и несут на себе определенную философскую нагрузку.

Философия фильма, многие его загадки и самые драматические моменты связаны с бунтом робота - электронного мозга космического корабля. ...Он ведет себя как человечское существо, наделенное еще бОльшими, чем человек, возможностями и еще меньшей нравственной ответственностью.

Космическая Одиссея 2

Но откуда же идет непокорство робота? ...Робот в трактовке Кубрика - "продолжение" современного человека со всеми его опасными качествами, вызывающими тревогу, страх и отчаяние художника. Люди в фильме - существа отчужденные. Они автоматичны при всей изощренности ума: в роботе, в электронном мозге они воспроизводят себя, сегодняшних. Они бессильны "запрограммировать" в нем такие качества, которые открывали бы более оптимистические перспективы нравственного развития человека. Образом и концепцией робота Кубрик представляет будущее человека как простое продолжение его буржуазного настоящего. Техника уйдет вперед, а духовных и нравственных перемен не будет. Именно так - мрачно и испуганно - пророчествует своим фильмом Стэнли Кубрик.

Космическая Одиссея 3

Впрочем, "тема робота" вполне поддается и иной трактовке: это представленные в фильме монолитом внеземляне повлияли на сознание людей, занимавшихся изготовлением робота. Это они с помощью робота, соответствующе "запрограммированного", решили помешать людям Земли прорваться за пределы дозволенного. Такая трактовка, очевидно, тоже входила в многослойный замысел Кубрика. Философской и нравственной сути драмы она не меняет. Речь и в данном случае идет все о тех же роковых несовершенствах человека. Вся разница между двумя концепциями робота сводится лишь к определению источника его порочных наклонностей: то ли сам человек сконструировал их по образу и подобию своих наклонностей, то ли внеземляне заставили человека сделать робота "по-человечески" жестоким и коварным.

...Ощущение драматической неясности современного мира и его перспектив всепроникающе влияет на построение и оформление фильма. Здесь нет обычной для Кубрика иронии, но нет и эмоциональной непосредственности, нет упоения мечтой.

...Философия фильма и воплотившиеся в нем настроения по-своему отражаются в скучной рационалистической конструктивности интерьеров космического корабля и станции. Декорации в фильме кажутся скверными копиями рисунков из второсортных научно-популярных журналов, пробующих представить космическое будущее человека по конструктивным канонам позавчерашнего происхождения. Вымученная элегантность в стиле модерн по-своему гармонирует с мыслью фильма, обращающейся в третье тысячелетие, чтобы и туда притащить пороки буржуазного человека наших дней.

Космическая Одиссея 4

С философскими слабостями фильма связаны недостатки его драматургического построения. Фильм развертывается как серия эпизодов, создающих разноголосицу тем и проблем. Неясность идей, сумятица настроений рождают беспорядочность, хаотичность экранного действия - драматургия фильма беллетристически поверхностна и лишена убеждающей последовательности. Гейне как-то говорил: ухабистую дорогу нельзя описывать ухабистыми стихами. В новом фильме Кубрика ухабистая дорога мысли описывается ухабистыми стихами.

..."Космическая одиссея" - предметное выражение драмы буржуазного сознания, вернее, тех его представителей, которые ...всерьез задумываются над бедами современного человека. Считая нормы частнособственнического бытия непреходящими, они не могут понять мир в его реальных противоречиях, в его неостановимом движении к социализму. Самим фактом своего появления, самим объективным своим содержанием фильм Кубрика показывает, что даже в своем максимальном развитии на основе далеко продвинувшейся науки буржуазная цивилизация остается в пределах того частнособственнического свинства, которое проклинают, не умея до конца понять, наиболее честные художники буржуазного мира.

Комментарий от adzhaya
Не принадлежа к числу тех, у кого есть твёрдое мнение, о чем именно фильм "Космическая одиссея", готова принять и вариант, предложенный А.Карагановым. Насчёт буржуазно-порочного робота особенно:). Но заметила опасную особенность авторского стиля А.Караганова: он детально описал свою трактовку фильма Кубрика, но в таких выражениях, словно описал трактовку лично самого Кубрика. То есть даже самому себе не оставил места для полемики. Кинокритику опасно, очень опасно так поступать! Ведь если вдруг - боже упаси! - сядешь в лужу, то приличнее, чтоб это была твоя личная маленькая лужа, куда ты не толкал никого другого.
 

5 комментариев:

  1. была речь А. Фадеева на каком-то съезде чего-то.
    Про то что буржуазные страны отстали от нас и нам нечему у них учиться. В ее духе все такие статьи и написаны, много позже смерти Фадеева.
    Интересно а на "Заводной апельсин" что тогда писали?
    Вероятно сделали вид что его не было :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, "Заводной апельсин" я посмотрел только в 1992 году. Правда, и "Космическую Одиссею" удалось посмотреть не раньше. О многих западных фильмах я только читал в журналах о кино. О "8 1/2", например. Но не только о западных. С "Солярисом" было то же самое.

      Удалить
    2. Вроде бы сцены из "Заводного апельсина" любили вставлять в советские передачи о том, как плохо живется на Западе?

      Удалить
  2. у меня своя история общения с этим фильмом.
    Я про него давно слышал. Кубрик! "Космическая Одиссея"!
    Потом лет в 18 послушал альбом Дэвижда Боуи "Space Oddity" и думал: - Может к фильму написано?
    Но интернета у меня не было и узнать это я не смог.
    Потом читал интервью Роллинг Стоунз где кто-то из них сказал что это лучший фильм в мировой истории. Сам фильм я не мог тогда посмотреть.
    А потом где-то почитал про него и понял что в детстве видел его!!! :)
    Надо посмотреть еще раз. 50 лет все-таки

    ОтветитьУдалить
  3. вот Боуи https://www.youtube.com/watch?v=pXSGocWifAg

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.