Оригинал взят у dm_bondarenko в "Очень скромный герой", 1996.
Немного таланта и воображения и можно получить все, Альберт.
Тема Второй Мировой войны является позорной страницей во французской истории. Французы пытаются обелить ее историями о мужественных членах Сопротивления, генерале Шарле де Голле который говорил что «Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну!». И немногие фильмы, показывавшие правду о Второй Мировой войне во Франции непременно сопровождались скандалом во всех слоях французского общества. И в этот раз речь пойдет о подобном фильме.
«Никому не известный герой» вышел на экраны в тот момент, когда во Франции открылись архивы, раскрывающие компрометирующие подробности деятельности видных французских общественных деятелей и политиков, начавших свои карьеры с вишисткой администрации, и в их числе даже оказался тогдашний президент Франсуа Миттеран.
Этот фильм рассказывает историю обыкновенного юноши из французского провинциального городка Альберта Деусса, который с детства мечтал стать героем. Но когда приходит Вторая Мировая война его освобождают от призыва, так как отец Альберта погиб в Первой Мировой войне и он вместе со всеми жителями спокойно встречает немецкие войска. Через некоторое время Альберт женится на Иветт, очаровав ее страницами из чужой книги, выдав их как плоды своего творчества. Также благополучно он избегает угона в Германию, работая в фирме своего тестя коммивояжером. Но его жизнь резко меняется после освобождения его города союзными войсками, когда Альберт выяснил, что родня жены тайно от него прятала сбитых английских летчиков и они стали героями, а его мать оказалась коллаборационистом из-за работы на администрацию Виши. И понимая, что в родном городе он оказался с клеймом родственника коллаборациониста, Альберт тайно от всех уезжает в Париж. Там он знакомится с героем Сопротивления капитаном-гомосексуалистом Дионе, который рассказывает ему множество военных историй и начинает работать на бывшего коллаборациониста, внезапно ставшего активистом Сопротивления, месье Жо, который дает ему много компрометирующей информации на новые власти. Но через некоторое время месье Жо арестовывают, а капитан Дионе влюбляется в американского солдата и уезжает в США с ним, и Альберт решает попробовать стать героем. Сначала он попадает вместе с ветеранами в кадры процессов над видными коллаборационистами, а позже ему удается войти в доверие к видным деятелям Сопротивления…
«Никому не известный герой» является вторым фильмом Жака Одиара после криминальной драмы «Смотри, как падают люди», и он принес ему международное признание, войдя в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 1996 и выиграв приз за лучший сценарий.
Как упоминалось выше этот фильм не приукрашивает роль Франции во Второй Мировой войне, но автор не занимается обличением, он больше иронизирует над попытками французов выставить себя победителями. И эта ирония выражается в главном персонаже Альберте Деусе, который отнюдь не циничный и расчетливый подонок, а просто немного инфантильный и живущий в своих героических фантазиях человек. И это раскрывается еще в начальном монологе уже постаревшего главного героя, произносящего фразу, которой можно объяснить почти все поступки главного героя: «Лучшая жизнь эта та, которую мы сами себе выдумываем». И точно также автор иронизирует над французскими обывателями, показав как обыденно встречают Деус и другие жители городка сначала немецких оккупантов, а позже и соотечественников-освободителей. Но в фильме не обошлось и без актуальной на время его выхода темы коллаборационизма среди высших слоев французского общества, и автор с этой целью ввел в сюжет месье Жо, который работал поначалу на гестапо, а потом вдруг стал героем Сопротивления. И это в какой-то степени злая пародия на Миттерана, который тоже сначала работал в администрации Виши, а позже начал сотрудничать с Сопротивлением, что обеспечило ему быстрый карьерный взлет в Четвертой Республике.
Одной из сильных сторон «Никого не известного героя» является игра актеров, прежде всего Матье Кассовица и Жан-Луи Третиньяна. Они дополняют друг-друга играя одного и того же персонажа в разные временные отрезки. Кассовиц играет молодого Деуса, а Третиньян в лице пожилого Деуса ведет повествование о жизни своего героя и дает ценные зрителю комментарии о мотивации его поступков. Вообще в течение фильма будет много «интервью» с людьми знавшими или работавшими с Деусом и автор намеренно делает их противоречивыми, чтобы еще больше показать раскол во французском обществе по поводу Второй Мировой войны. Но и другие персонажи получились яркими: романтичный капитан Дионе, циничный месье Жо, простодушная Иветт и другие не менее запоминающиеся персонажи.
Также у фильма прекрасная операторская работа Жан-Марка Фабра и в этом фильме впервые виден фирменный прием Одиара – камера смотрящая глазами героев на несколько секунд. И постоянный композитор Одиара Александр Деспла сочинил хороший саундтрек, который как в «Имени Кармен» Жана-Люка Годара исполняется периодически в фильме оркестром, но в этот фильме символизируя начало новой главы в жизни Альберта Деуса.
Подводя итог хочется сказать что получился хороший фильм, который конечно не шедевр как «Лакомб Люсьен» Луи Маля и который не получил такую скандальную славу во Франции, но он открыл миру талант Жака Одиара.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.