пятница, 5 марта 2021 г.

"Первая любовь" (1968)

Оригинал взят у Valia Gruzintseva в Первая любовь, 1968


Думаю, мне было 10-11 лет, когда я впервые увидела эту картину и была потрясена. Не помню, что я тогда поняла или не поняла, но эмоционально и сейчас воспринимаю фильм примерно так же, только теперь фильм кажется и глубже, и значительнее. Тогда же меня поразила Ирина Печерникова, и я с годами пересмотрела практически все фильмы и телеспектакли, в которых она играла. Уникальная, ни на кого не похожая актриса, в которой, кроме природной красоты и невероятного таланта, есть удивительное обаяние и глубина. 

Ни слова не напишу о гении Смоктуновском - здесь всё ясно. А ведь в фильме, кроме них, заняты: Любшин, Кайдановский, недооцененная характерная актриса Надежда Федосова, Гусев, Солодова... 

Нет надобности касаться сюжета - те, кто не видел фильм (пусть же посмотрят, наконец!), надеюсь, читали повесть. Пожалуй, ни об одной экранизации классики я не сказала бы так однозначно - да! Почти всегда есть что-то, что мешает, даже раздражает в режиссерском прочтении книги. То актёра бы заменила, то сама трактовка сомнительна или непонятна - ведь у нас всегда есть "свой фильм" по любимой книге, и он крайне редко совпадает с тем, как этот сюжет видят создатели кино. Для меня этот фильм - как раз такой редкий случай. Всё и все на своих местах, всё разыграно точно, как по нотам, вот это и есть то, что в спорте называют "командной игрой", а в музыке - гармонией, слаженностью звучания каждого инструмента в оркестре. 


"Вот это любовь, — говорил я себе снова, сидя ночью перед своим письменным столом... — это страсть!.. Как, кажется, не возмутиться, как снести удар от какой бы то ни было.. от самой милой руки! А, видно, можно, если любишь..." - это понимание любви, к которому приходит юный Вольдемар, - просто один из первых уроков жизни, но какой важный. Он ведь фактически понял и принял, что любовь и особенно страсть могут быть страданием, жестоким испытанием, болезнью. Фильм такой живой до сих пор, так трогает эта история. Иван Тургенев писал про "Первую любовь": "Я не придумывал этой повести, она дана мне была целиком самой жизнью". Может быть, примерно то же случилось с Василием Ордынским? Увидел историю целиком - и снял? Изысканное, притягательное кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.