среда, 10 марта 2021 г.

"Основатель" (2016)

Коммивояжер Рэй Крок (Китон) безуспешно пытался впарить крошечным забегаловкам по всей Америке инновационный миксер, способный готовить шесть коктейлей одновременно. Неожиданно сразу восемь таких машин у него приобретает ресторан Макдональдс. Заинтригованный Рэй едет посмотреть, зачем маленькому заведению столько таких аппаратов, знакомится с братьями Диком (Офферман) и Маком (Линч), которые изобрели и построили кухню-конвейер, практически создав с нуля первый в мире фастфуд. Форды от кулинарии, как их тут же окрестил Рэй. 

А ситуация с придорожными кафешками в Америке была плачевная, о чем Рэй, исколесивший всю страну, знает не понаслышке. Еда готовится долго, официантки, которые должны выносить еду к автомобилям, приносят не то, если вообще о тебе вспоминают. Надо ли говорить, что в эффективный концепт Макдональдса Рэй влюбляется сразу. Он с большим трудом уговаривает братьев начать продавать франшизы. Ну и заверте... 

Фильм получился очень интересным, прежде всего потому, что не пытается раскрасить ни макдональдс, ни Рэя Крока в черную или белую краску. Скорее "Основатель" на пальцах разъясняет, что и как работает или не работает в бизнесе и вокруг него. Прежде всего пафосная речь Рэя, звучащая лейтмотивом фильма, абсолютно верна, как ни больно говорить такое о пафосных речах. Настойчивость - главный секрет успеха. У писателей есть своя поговорка на эту тему. о том, что книги пишутся попой. 

Вторая важная составляющая успеха - тяга к новому. Рэй хоть и представлен изначально как коммивояжер, то есть убогая, казалось бы, личность, но подчеркнуто, что он всегда хотел странного, и все его провалившиеся проекты отличались оригинальными новаторскими идеями. Например, именно он пытался продвинуть пластиковые стаканчики, немного опередив свое время. 

Рэй столкнулся с проблемами, аналогичными тем, на которые жаловался Ричард Брэнсон в своей книге "Теряя невинность". Успешный бизнес (у Брэнсона это была звукозаписывающая компания), не имеющий материальных активов, катастрофически тяжело привлекает капитал. Брэнсон с огромным трудом выбивал из банков пару миллионов фунтов, и это для нужд компании, которую он продал в итоге за миллиард. 

Также и Крок не мог убедить банки, что компания, приносящая доход, надежна, если в ее активе только идея и технология. Тут кстати напрашиваются аналогии с судьбой фейсбука, показанной в финчеровской (параллелей между этими фильмами, равно как и судьбами этих эпических предприятий, можно провести множество, включая сложные отношения живчика, продвигающего проект, с реальными его основателями, и тоже братьями). На помощь Кроку приходит Гарри Соннеборн, также как Цукерберга взял под свое крыло Шон Паркер. Чем на самом деле зарабатывает с тех пор Макдональдс, вы и сами знаете, и это не гамбургеры. А если не знаете - смотрите фильм. 

Очень показательна история с братьями. И речь сейчас не о том, подло ли с ними поступил Рэй, или он сделал то, что необходимо. Оценки вы можете дать сами. Но могли ли Дик и Мэк поднять такой масштабный проект сами? Ни за что. Мог ли Рэй придумать сам такой кулинарный конвейер? Ни в коем случае. Могли ли они ужиться, внеся каждый свой вклад - тоже вряд ли. Такова судьба развивающегося проекта - его создатели могут стать балластом, не дающим проекту развиваться. И проект либо избавится от балласта, либо потонет. И очень важная деталь - невозможно создать себе маленький рай размером с крошечный ресторанчик, и пытаться сохранить его. Либо ты растешь, либо все теряешь. Братья расти не могли, значит в любом случае появился бы Рэй, который взял на себя задачи другого этапа. 

Примерно также развивается история двигателя проекта с женой. Если она не поддерживает его стремления, его тягу к странному всей душей, и не заражена сама той же тягой, будущего у такой семьи нет. И какая-то благодарность за какую-то поддержку в тяжелые годы к сожалению не работает. Людям просто не по пути с какого-то момента. И они обречены на это "не по пути", как это ни грустно. 

Резюмирую - фильм очень интересный, действительно напоминает "Социальную сеть". И кстати в титрах еще числятся братья Вайнштейны, так что в этом смысле "Основатель" - артефакт уходящий эпохи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.