Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Защита Лужина" (The Luzhin Defence) 2000
После прочтения одноимённого романа у меня не могла не возникнуть мысль взглянуть на экранизацию. Посмотрим, что же она из себя представляет. Девушка Наталья со своей матерью Верой прибывают в роскошный санаторий, в котором собираются проводить мировой шахматный турнир, и вместе с ними приезжает и первый почётный гость - гроссмейстер Александр Лужин. Для Натальи Лужин выглядит как мечтатель с другой планеты, потерянный во времени и пространстве, с отсутствующими социальными навыками, живущий в собственном мире, который ей чужд. Тем более неожиданным для Натальи становится предложение, которое делает Александр на следующий день после случайного знакомства. Наталья просит время подумать над предложением, а тем временем шахматный турнир начинается и у Лужина есть шанс победить, однако у его бывшего наставника Валентинова другие планы.
Фильм основан на одноимённом романе Владимира Набокова, но вместо того, чтобы слепо следовать сюжету и идее книги, авторы не только меняют главного героя, но ещё и предлагают совершенно иной посыл произведения. Да, здесь всё ещё есть неряшливый гений Лужин, погруженный в шахматы сильнее, чем во что бы то ни было. И даже неожиданная любовь лишь ненадолго выталкивает его из подступающей пучины безумия, расслабляет непродолжительной передышкой, чтобы потом с новой силой ухватиться цепкими лапами за податливое тело и окончательно разделаться с ним. Эстетика Европы после завершения Первой Мировой здесь заметна сильнее, чем в книге - оно и понятно - фильму нужно быть эстетически выверенным, чтобы создать убедительные декорации для любовной истории. Если книга Набокова была потоком мыслей шахматного гения, который наблюдал за повторяющимися паттернами, окружавшими его, в результате чего он окончательно сходил с ума, то фильм сменяет фокус с самого Лужина на его возлюбленную. В отличии от книги, героине выдано имя Наталья и сюжет концентрируется на её истории - неожиданном увлечении странным человеком не от мира сего, который завораживает её своей страстью к увлечению, смысл и цель которого ей до конца не ясны, однако в его поддержке она находит и смысл, и цель.
Получается, что вместо истории о безумии нам предлагают насладиться элегантной и печальной любовной историей с трагичным финалом и отложенной победой, совершенно иначе трактующей заголовок. Если в книге Лужин искал "защиту" от повторяющихся циклов, в которые её загоняли раз за разом окружающие, то в фильме "защита" предстаёт более приземлённой и обыденной шахматной комбинацией, способной победить соперника.
Режиссёр Марлен Горрис сочетает прямое повествование с регулярными флэшбеками в детство Лужина, где его отец изменял жене с тёткой, где подаренная коробка хрустальных шахмат становится артефактом помешательства главного героя, где попытка сбежать через окно уже один раз обернулась успехом. Фильм предстаёт одновременно элегантной и грустной историей странной любви. Лужин здесь не столько главный герой, сколько декорация для главной героини, которая пытается противостоять своей матери. Горрис ухватила печальный настрой набоковского произведения, но не страсть, пылающую в воспалённом мозгу героя. Взаимоотношения Натальи и Александра ещё не прошли проверку временем, чтобы вызвать такую степень жалости, заботы и желания защитить наивного ребёнка Лужина в теле рассеянного мужчины. Именно поэтому некоторые моменты выглядят слегка наивными и скомканными.
Эмили Уотсон на удивление органично смотрится в образе Натальи, которой совсем чуть-чуть не хватает, чтобы считаться красивой. В первую очередь фильм - это её история освобождения от контроля матери, и лишь потом история любви со странным шахматистом.
Джон Туртурро, сыгравший Александра Лужина, завораживает своим образом с первых же кадров. Здесь и рассеянность, и потерянность взгляда, и неловкая грация движений и постоянное пребывание в каком-то альтернативном мире собственных размышлений. Туртурро в каждой своей сцене потрясающе бесподобен и даже лёгкое несоответствие книжному образу (там он был толстый с постоянной отдышкой) полностью нивелируется органичностью актёра.
У Стюарта Уилсона, сыгравшего Валентинова, получился довольно скучный злодей с маской безразличия на лице, который винит Лужина за потерянные годы и теперь пытается испортить ему жизнь окончательно. В книге у него, конечно, не было столь ярого стремления преследования и зацикленности на Лужине, но по крайней мере такое расширение образа выглядит любопытно.
В "Защите Лужина" шахматы - не более чем повод собраться. Как таковой игры тут нет - есть лишь несколько эпизодов, где герои перемещают по доске фигуры, но в большинстве случаев персонажи и их взаимоотношения оказываются важнее шахматной партии. Фильм завораживает размеренным повествованием и балансом между любовной пунктирной линией и безумием мира шахмат, в котором герой Джона Туртурро вальсирует в одиночестве в направлении финальных титров. Используя литературный первоисточник в качестве сюжетной колеи, авторы изобретают новое прочтение, которое тем не менее оставляет положительное впечатление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.