Оригинал (отредактированный) взят у inryko в Он ушел, но обещал вернуться. "Whistle Down the Wind" (1961)
Приносили к нему детей, чтобы он прикоснулся к ним, ученики же не допускали приносящих.
Увидев то, Иисус вознегодовал. Он сказал им: Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковым принадлежит Царствие небесное. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия как малое дитя, тот не войдет в него.
Ранним утром трое детей из семьи овдовевшего ланкаширского фермера Бостока (Кейти, Нэн и Чарли) вылавливают из карьера мешок с котятами, приговоренными к утоплению, и приносят спасенных в дальний амбар. Позднее вечером старшая девочка относит к амбару кошку-мать для радостного воссоединения с детьми. В амбаре девочка обнаруживает усталого, раненого человека. На вопрос: «Кто вы?» человек отвечает «Jesus Christ» и теряет сознание.
Фильм Wistle Down the Wind (Свистни по ветру) я мечтала посмотреть очень давно. Я только услышала его описание и увидела крохотный фрагмент и фундаментальность замысла меня потрясла. Сегодня я точно могу сказать: история эта не обманула моих ожиданий.
Сценарий был написан по новелле Мэри Хейли Белл, а главная роль досталась ее дочери Хейли Миллз. Экранизацию доверили известному по многим фильмам актеру, а также замечательному режиссеру (среди его фильмов я узнала только Степфордских жен, 1975 года) Брайену Форбсу. Действие перенесли из Кента в Ланкашир. В 1961 году появился черно-белый фильм Whistle Down the Wind и таким он и останется: очень искренний, простой и вместе с тем невероятно талантливо снятый при участии местных, ланкаширских ребятишек. Хейли Миллз была номинирована на премию Лучшей британской актрисы BAFTA за этот фильм, а позже сыграла Полианну для киностудии Уолта Диснея.
Взрослые построили этот мир и воздвигли церковь богу. Они придумали правила и строго следуют им, а еще более твердой рукой эти правила насаждаются детям. Взрослые учат детей догматам веры и заповедуют им любовь к Иисусу Христу. Они рассказывают им историю унижения и казни человека-бога и предупреждают о его будущем приходе. Они вкладывают в детские головы готовые фразы, как нужно славить бога, как просить его о спасении души, как выражать раскаяние. Взрослые уговаривают ни о чем не беспокоиться, потому что обо всем позаботится бог. Взрослые старательно играют в веру, но только дети принимают все всерьез.
И еще взрослые не дают ответа на практический вопрос: что же делать, если Иисус появится во плоти? Глупые дети! И по неразумению своему они решают, что человеку во плоти прежде всего нужны хлеб и вино (какая рыба, глупышка, - это только для чуда!), а еще ему нужно тепло и кров. А самое главное — необходимо держать его приход в секрете и прятать его от тех, других, от взрослых. Ведь однажды они уже схватили его, судили и распяли. Нет, до тех пор, пока Иисус не скажет, что делать дальше, они обязаны хранить его тайну и заботиться о нем.
- Зачем вы все мне помогаете? - спрашивает Иисус у девочки, когда она приходит сказать ему, что очередная опасность отступила.
- Потому что мы тебя любим! - простой, искренний ответ девочки ничего не проясняет.
Обещание не выдавать его взрослым дети дают со страстностью и неким недоумением. Да как же можно?! Иисус растроган и недоумевает... И только портрет, вынутый из карманной Библии ("правда, снимок давнишний") с Богоматерью у колыбели, проясняет дело. Иисус, наконец, уверился в своей относительной безопасности и выбрал линию поведения.
В это время полиция графства, сбившись с ног, ищет сбежавшего из тюрьмы убийцу Артура Блейки. Преступник может быть вооружен, и он точно очень опасен. Полицейские опрашивают местных жителей, объезжают окрестности и даже прочесывают холмы с собаками. Ради их безопасности мистер Босток предупреждает детей о том, что не стоит разговаривать с незнакомцами. Конечно, папа! Дети и не думают ослушаться, но Иисус ведь не незнакомец, не так ли?
Обложенному со всех сторон и запертому в амбаре Артуру Блейки, не остается ничего, иного, как сдаться. Но сначала ему приходится отпустить грехи Кейти и Чарли (Прости ему, ибо он не ведал, что творил!) и принять от нее последний святой дар: сигареты (правда без спичек этот дар волхвов бесполезен). Вера Кейти не усохла ни на йоту. Для нее этот человек — несправедливо обвиненный, страдающий бог. Ведь именно недостаток веры в людях убил его в первый раз. Артур Блейки, убийца, преступник, злобный зверь, не решается убить ее убежденность.
Он обещает вернуться, а потом дает себя арестовать, выкинув за дверь оружие. Давая себя обыскать он широко расставляет руки. Полицейские ликуют: беглец пойман, взят без сопротивления и жертв. Кейти видит распятого Христа. А рядом обреченно молчат «ученики», за оградой фермы толпятся «пастухи» - кажется, дети пришли даже из соседних деревень. «Фотография» рождения бога, смятая, валяется в траве...
Мы, родители выросших детей, знаем, как недолго живет вера в Санту/Деда Мороза/Супермена. После недолгого разочарования, дети даже гордятся тем, что они открыли истину. Вскрылась фальшь этого мира, ложность его идолов, сомнительность его верований. Теперь уж они не дадут себя обмануть! Это называется взрослением. Очень скоро они вольются в ряды тех, кто удачно имитирует принципы и убеждения.
Я догадываюсь, что случилось за кадром истории, после того, как окончательное The End появилось на экране. Слезы, уговоры и, наконец, разочарование. Но мне хочется верить, что Кейти, Нэн и Чарли не растеряют своего дара к бескорыстной, безусловной, самоотверженной любви к Человеку, бог он или нет.
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за второе место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало марта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.