четверг, 5 января 2017 г.

"Без свидетелей" (1983)

Оригинал взят у marie_bitok в Единожды солгав...
Кинопоиск
Трудно понять произведение искусства, если оно не касается тебя лично, не будит твоих ощущений и воспоминаний. Воспринять и оценить можно, понять и принять – сложно. Но бывает и так, что книга, картина, фильм, внешне не соприкасаясь с нашей собственной историей, потрясают, заполняют наше сознание и навсегда меняют нас. Вот таким произведением и стал для меня фильм «Без свидетелей». В нем Никита Михалков объединил литературность «Неоконченной пьесы для механического пианино», лиричность «Очей черных», эпичность «Своего среди чужих…», гротескность «Родни», трагизм «Утомленных солнцем» и интимность «Пяти вечеров».

Эта история рассказана в советских декорациях, но подобные могли произойти (и наверняка происходили) в любое другое время, в другой стране, в другой обстановке. Ведь фильм не об анонимке, не о разводе, не о шантаже. Это история человека, погубившего свою душу предательством – оно продолжалось до тех пор, пока обман и страх не иссушили сердце, не стерли всякое воспоминание о любви, верности и достоинстве. Это история разрушения, которое ничем уже нельзя скрыть, которое само себя обнаруживает при первой же возможности. Это история страха разоблачения, у которого не осталось больше ни сил, ни желания искать для себя оправданий.

В камерной обстановке двухкомнатной квартиры мужчина и женщина начинают с простого разговора, который проходит стадию выяснения отношений, а затем и выходит на уровень нравственных оценок собственной жизненной позиции, раскаяния для героя и утверждения любви и доверия как главных жизненных маяков для героини. Сюжет фильма в своей кульминации становится катарсисом для обоих – осознанием и очищением.
Я никогда безразлично не воспринимала творчество Михаила Александровича Ульянова: его герои, исполненные достоинства и силы, это как биография идеального героя, которого мечтало создать советское общество. И актеру удается быть очень органичным в этом амплуа – ему веришь, потому что он и сам верит в то, о чем рассказывает в своих ролях: редкое артистическое дарование соединяется с его неподкупной искренностью. И, несмотря на это, как, наверное, рад был вырваться артист из привычного образа человека правильного и сильного, для которого роли Николая Кайтанова («Добровольцы»), Егора Трубникова («Председатель») и маршала Жукова («Освобождение») стали наиболее ярким воплощением. «Без свидетелей» – бенефис Михаила Ульянова, Ирина Купченко здесь – фон, прекрасный и необходимый, но все-таки фон. Я смотрела фильм и постоянно повторяла про себя: такого Ульянова мы никогда не знали и какое счастье, что кто-то догадался снять его именно так! Его игра искрит и фонтанирует экспрессией – экспрессией не разрушающей и бесшабашной, но очень верно направленной на струны нашей души. Герой вызывает отвращение, но в то же время он обаятелен; как только поддашься его обаянию, испытываешь к нему жалость; но и жалость коротка, ибо его ничтожество – это его собственный выбор. Его смех, танец, оправдания, слезы – все пропитано страхом и мелкой подлостью. В его улыбке, прическе и манерах есть нечто отталкивающее – порой даже до омерзения.
И лишь фотографии в финале фильма способны показать десятую долю обаяния героя в его прошлом – до первой лжи; честности, силы, правдивости, любви этого человека, держащего крепкими мужскими руками сына, заглядывающего в лучистые глаза жены. Благодаря этому приему обратной проекции становится очевидной истина – судьба никогда не прощает предательства себя самого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.