Оригинал взят у beauty_spirit в "Жизнь Клима Самгина" /1986/
Кинопоиск
Эпической силы произведение, снятое уже на излете Советского Союза, пророческое в год выхода, актуальное сейчас. Хочется запомнить каждую сцену. Хрупкая, бесстрастная и пронзительная вещь. Грустная сказка о мальчике с предчувствие своей особенности, которому однажды на замерзшем озере попал в глаз осколок льда. С тех пор там, где одни видели ослепительных красавиц, он стал угадывать очертания демонов. В добре различал притаившееся зло, в зле видел свое дьявольское обаяние. В 14 серий укладывается история России с 1877 по 1917 год – сорок лет скитаний по пустыне, поиски, стремления и порывы тогдашних людей, и замершая в преддверии новых катастроф жизнь, и сами тектонические разломы, в которых эта жизнь канет. Русский Космос, погружающийся в Хаос.
Поначалу, кажется, что расклад прост. Все правильные идеи «пролетарский писатель» и ницшеанец Горький (я не читала книгу, если что, поэтому сужу только по сериалу) вкладывает в персону идеологически правильного марксиста Кутузова. Всё остальное – старый отживший мир, заблуждающиеся классы. И в первую очередь интеллигент Клим Самгин в своих метаниях, как это самое (по Ленину) в проруби - вот не зря, как одно из самых ярких детских воспоминаний, там присутствует буквально прорубь. У молодого Андрея Руденского очень благородная и одухотворенная внешность – если по-другому загримировать, то прямо Христа мог бы играть. Тем удивительней, что при такой внешности он поначалу вызывает какую-то гадливость, вот прямо иногда аж до тошноты. Своим высокомерием, кичливостью, какой-то замороженностью, постоянными томлениями в непыльном присутствии о том, как душно, скучно и руку некому подать. Филистерством, конформизмом, тем, что в любой ситуации думает в первую очередь о себе любимом (например, когда арестовывают его родного брата Дмитрия, то первая его мысль – «как бы и меня тоже не «того»). Лицемерием и морализаторством – например, женщин не тяжелого, скажем так, поведения он осуждает, а сам то… Или то, что он постоянно думает людях самое худшее, но молчит, а прорывается и говорит гадости во время нервных срывов или по пьяни, от чего люди просто офигевают. Его мнения по любым социальным и этическим вопросам – «это банально», «это неинтересно», «это уже былов Симпсонах».
А ведь человек, между тем, нечего особенно плохого не сделал. Собственно, он вообще нечего не сделал и в этом его трагедия. Главный герой просто человек тотально не способный на поступок. Отсюда постоянные видения ему мертвого Бориса Варавки, которого у него не получилось спасти, как напоминание о том, что он не сделал. Вначале он видит его в конце каждой серии, а потом все реже и реже. Как будто, чем больше Клим сам погружается в водоворот событий, тем больше понятно, что нечего уже сделать нельзя. Постепенно неприязнь к Климу уходит, жизнь сама все больше сбивает с него гордыню. И все больше приходит понимание к нему. Что он на самом деле не равнодушный, что он действительно очень сильно страдает (в том числе и за других) и ему плохо в этом неуютном мире. Но других правил он принять тоже не может. Показательный такой диалог с Лютовым.
Он ему там совершенно верно сказал – «Ты, Лютов, человек из сумасшедшего дома Достоевского. Лечиться тебе надо». Там такое можно чуть ли не про каждого первого сказать. Россия конца 19-начала 20 века – это же какая-то психушка. Кипящий котел, где все существуют в режиме перманентной истерики, кричат на разрыв аорты, плачут, тут же хохочут, декламируют стихи или политические манифесты, читают Толстого/Маркса/Дарвина/нужное подставить/ стреляются от любви или потому, что все остаебало. Нигилизм, феминизм, марксизм, национализм, консерватизм, только пофигизму там не найдется места. Хождение в народ, на Русско-японскую войну, в революцию, на каторгу, в экзотические религиозные учения, по мукам. Марксисты, государственники, либералы, бомбисты, черносотенцы, толстовцы, хлысты. И этот пар вот-вот выбьет крышку и всем уже понятна неотвратимость. Люди вроде Кутузова или даже самого Ленина это так – не столько буревестники революции, сколько крылья самой истории. Но Самгин, наш «человек в футляре» в общем-то понятен, когда почувствовав ветер перемен, как-то не очень им радуется, проникается скепсисом и отчуждается от реальности. Таким людям интровертно-рассудочного склада и вдобавок невротикам, даже единичные чужие истерики непереносимы, что и говорить об их массовом варианте, когда сумасшествием болеют, как гриппом во время эпидемии…Хочется накачать их всех галоперидолом.
В то же время, ответ Лютова о том, что лучше быть из сумасшедшего дома Достоевского, чем из сумасшедшего дома Михаила Щедрина, мне ближе эмоционально (хотя Клим мне понятней и родней в общем то). Так честней. Триптих, который увидел Клим в Лондоне - это, кстати, «Искушение Святого Антония» (здесь из одного жж про этот эпизод). Все герои фильма проходят свое «Искушение святого Антония» и делают свой выбор. Туробоев, которого когда спрашивают «чем занимаешься?», отвечает «Как обычно – брезгую». Но Туробоев не брезговал, он вытаскивал раненных с площади во время Кровавого воскресенья и умер от пули в живот, как герой, пытаясь предотвратить бесчинства толпы. Лютов, купец с душой мятежника ("Но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном"), который все мечтал о каких-то мировых пожарищах и всех спасать, даже если все сдохнут по дороге, оказался как раз очень человечным человеком, которого самого спасать первым было надо. Там всех очень жалко. Даже начальника охранки, который разуверился в своем деле. Даже того военного (героя Гафта), который расстреливал рабочих и явно поехал крышей на этой почве. Клим Самгин же так и может выбрать сторону. Как ему говорит Марина, после вопроса о том не марксист ли он – «А, сочувствующий! Значит - чувствующий наполовину». Вечное искушение – хуже любого ада с картин Босха. Постоянное все «наполовину». Эта неопределенность его и раздавит, вместе с уходящей эпохой. Вечная задача с котом Шредингера в наших местах. «А был ли мальчик? Может мальчика то и не было?»
Кинопоиск
Эпической силы произведение, снятое уже на излете Советского Союза, пророческое в год выхода, актуальное сейчас. Хочется запомнить каждую сцену. Хрупкая, бесстрастная и пронзительная вещь. Грустная сказка о мальчике с предчувствие своей особенности, которому однажды на замерзшем озере попал в глаз осколок льда. С тех пор там, где одни видели ослепительных красавиц, он стал угадывать очертания демонов. В добре различал притаившееся зло, в зле видел свое дьявольское обаяние. В 14 серий укладывается история России с 1877 по 1917 год – сорок лет скитаний по пустыне, поиски, стремления и порывы тогдашних людей, и замершая в преддверии новых катастроф жизнь, и сами тектонические разломы, в которых эта жизнь канет. Русский Космос, погружающийся в Хаос.
Поначалу, кажется, что расклад прост. Все правильные идеи «пролетарский писатель» и ницшеанец Горький (я не читала книгу, если что, поэтому сужу только по сериалу) вкладывает в персону идеологически правильного марксиста Кутузова. Всё остальное – старый отживший мир, заблуждающиеся классы. И в первую очередь интеллигент Клим Самгин в своих метаниях, как это самое (по Ленину) в проруби - вот не зря, как одно из самых ярких детских воспоминаний, там присутствует буквально прорубь. У молодого Андрея Руденского очень благородная и одухотворенная внешность – если по-другому загримировать, то прямо Христа мог бы играть. Тем удивительней, что при такой внешности он поначалу вызывает какую-то гадливость, вот прямо иногда аж до тошноты. Своим высокомерием, кичливостью, какой-то замороженностью, постоянными томлениями в непыльном присутствии о том, как душно, скучно и руку некому подать. Филистерством, конформизмом, тем, что в любой ситуации думает в первую очередь о себе любимом (например, когда арестовывают его родного брата Дмитрия, то первая его мысль – «как бы и меня тоже не «того»). Лицемерием и морализаторством – например, женщин не тяжелого, скажем так, поведения он осуждает, а сам то… Или то, что он постоянно думает людях самое худшее, но молчит, а прорывается и говорит гадости во время нервных срывов или по пьяни, от чего люди просто офигевают. Его мнения по любым социальным и этическим вопросам – «это банально», «это неинтересно», «это уже было
А ведь человек, между тем, нечего особенно плохого не сделал. Собственно, он вообще нечего не сделал и в этом его трагедия. Главный герой просто человек тотально не способный на поступок. Отсюда постоянные видения ему мертвого Бориса Варавки, которого у него не получилось спасти, как напоминание о том, что он не сделал. Вначале он видит его в конце каждой серии, а потом все реже и реже. Как будто, чем больше Клим сам погружается в водоворот событий, тем больше понятно, что нечего уже сделать нельзя. Постепенно неприязнь к Климу уходит, жизнь сама все больше сбивает с него гордыню. И все больше приходит понимание к нему. Что он на самом деле не равнодушный, что он действительно очень сильно страдает (в том числе и за других) и ему плохо в этом неуютном мире. Но других правил он принять тоже не может. Показательный такой диалог с Лютовым.
Он ему там совершенно верно сказал – «Ты, Лютов, человек из сумасшедшего дома Достоевского. Лечиться тебе надо». Там такое можно чуть ли не про каждого первого сказать. Россия конца 19-начала 20 века – это же какая-то психушка. Кипящий котел, где все существуют в режиме перманентной истерики, кричат на разрыв аорты, плачут, тут же хохочут, декламируют стихи или политические манифесты, читают Толстого/Маркса/Дарвина/нужное подставить/ стреляются от любви или потому, что все остаебало. Нигилизм, феминизм, марксизм, национализм, консерватизм, только пофигизму там не найдется места. Хождение в народ, на Русско-японскую войну, в революцию, на каторгу, в экзотические религиозные учения, по мукам. Марксисты, государственники, либералы, бомбисты, черносотенцы, толстовцы, хлысты. И этот пар вот-вот выбьет крышку и всем уже понятна неотвратимость. Люди вроде Кутузова или даже самого Ленина это так – не столько буревестники революции, сколько крылья самой истории. Но Самгин, наш «человек в футляре» в общем-то понятен, когда почувствовав ветер перемен, как-то не очень им радуется, проникается скепсисом и отчуждается от реальности. Таким людям интровертно-рассудочного склада и вдобавок невротикам, даже единичные чужие истерики непереносимы, что и говорить об их массовом варианте, когда сумасшествием болеют, как гриппом во время эпидемии…Хочется накачать их всех галоперидолом.
В то же время, ответ Лютова о том, что лучше быть из сумасшедшего дома Достоевского, чем из сумасшедшего дома Михаила Щедрина, мне ближе эмоционально (хотя Клим мне понятней и родней в общем то). Так честней. Триптих, который увидел Клим в Лондоне - это, кстати, «Искушение Святого Антония» (здесь из одного жж про этот эпизод). Все герои фильма проходят свое «Искушение святого Антония» и делают свой выбор. Туробоев, которого когда спрашивают «чем занимаешься?», отвечает «Как обычно – брезгую». Но Туробоев не брезговал, он вытаскивал раненных с площади во время Кровавого воскресенья и умер от пули в живот, как герой, пытаясь предотвратить бесчинства толпы. Лютов, купец с душой мятежника ("Но вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном"), который все мечтал о каких-то мировых пожарищах и всех спасать, даже если все сдохнут по дороге, оказался как раз очень человечным человеком, которого самого спасать первым было надо. Там всех очень жалко. Даже начальника охранки, который разуверился в своем деле. Даже того военного (героя Гафта), который расстреливал рабочих и явно поехал крышей на этой почве. Клим Самгин же так и может выбрать сторону. Как ему говорит Марина, после вопроса о том не марксист ли он – «А, сочувствующий! Значит - чувствующий наполовину». Вечное искушение – хуже любого ада с картин Босха. Постоянное все «наполовину». Эта неопределенность его и раздавит, вместе с уходящей эпохой. Вечная задача с котом Шредингера в наших местах. «А был ли мальчик? Может мальчика то и не было?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.