Оригинал взят у iowrus в Мой американский дядюшка / Mon oncle d'Amerique (1980) Ален Рене
Кинопоиск
Ален Рене известен, прежде всего, своими глубоко новаторскими работами, такими как «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, любовь моя». Однако в его творчестве нашлось место и другим небезынтересным экспериментам. «Мой американский дядюшка» балансирует между художественной постановкой и научно-популярным фильмом о закономерностях в поведении людей и животных.
«Смысл жизни в том, чтобы жить. Иначе говоря, сохранять структуру», - произносит голос за кадром, объясняя затем доступным языком разницу между растительным и животным миром. Быстрый и хлёсткий монтаж разбавляет видеолекцию параллельными представлениями нескольких персонажей. Герои фильма дают о себе краткие биографические справки, автор добавляет к их портретам интересный штрих – каждому персонажу присваивается образ какого-нибудь актёра, которым они неосознанно подражают. На экране проносятся ключевые эпизоды их жизни, формирующие базис поведенческих реакций. Эти сцены сопровождаются закадровыми комментариями героев и дополняются врезками из старых фильмов. На примере поступков и реакций Рене, Жанин и Жана профессор Анри Лабори объяснит суть своих теоретических изысканий. Первый тип мозга, «рептильный», запускает простейшие механизмы выживания. Вы ещё не забыли о том, то «смысл жизни в том, чтобы жить»? Млекопитающие выходят на новый уровень взаимодействия мышления с окружающей действительностью. И уже тут всплывает главная тема всего творчества Алена Рене, тема памяти: «Не запомнив, что приятно, а что неприятно, что делает нас счастливыми, грустными и тревожными невозможно рассердиться или влюбиться. Можно сказать, что живое существо - это память в действии». Ну, и третьим пунктом у нас идут ассоциативные связи. «Кора головного мозга особенно развита у человека». Людям и посвящается этот фильм.
Рене (Жерар Депардье) был обычным заурядным крестьянином, но со временем добился хорошей должности на предприятии. Жёсткая конкуренция и постоянное напряжение, не находящее выхода, приводят его к нервным срывам. Показателен пример, в котором Рене борется за место под солнцем, сидя за одним столом с человеком, претендующим на его должность: два телефона подведены к одной линии, успеха же добьётся тот, кто научится быстрее хватать трубку. Линия Жана тоже связана с карьерой – он политик, пишущий параллельно с работой книгу, в которой излагает историю представлений о Солнце разных народов и культур. Он, однако, покидает жену и детей, чтобы соединить свою судьбу с Жанин. Для этой женщины предусмотрена отдельная история, но интересно как эти персонажи пересекаются друг с другом. Режиссёр показывает процесс формирования установок героев в детстве, обозначает, какие воздействия запускают поведенческие акты и как эти реакции вступают друг с другом в конфликт.
Впрочем, не человеком единым. Авторы фильма проводят параллели с лабораторными экспериментами. Крысу помещают в клетку, разделённую перегородкой с дверцей. Ко дну клетки подводят ток, но за несколько секунд до подачи предупреждают животное визуальным сигналом. Как только та, преодолев приступ паники, перебегает на другую половину клетки – подача тока прекращается. Животное быстро учится избегать наказания, а последствия опыта таковы: «10 минут в день на протяжении недели и крыса чувствует себя превосходно. Она здоровая. Шерсть гладкая, давление в норме». Однако, провести прямую параллель с человеком пока рано, ведь «…то, что легко для крысы в клетке, гораздо труднее для человека в обществе. Некоторые потребности были сформированы именно жизнью в обществе, с самого детства». Вторая вариация эксперимента предполагает закрытую дверцу. Крыса мечется, ищет выход, но затем сдаётся, впадает в ступор, ведь все её действия напрасны и ни к чему не приводят. Так запускается реакция торможения. В теории подобный опыт приводит к психосоматическим заболеваниям, которым оказываются подвержены герои фильма. Третий эксперимент – модернизированная версия второго, но разница в том, что в компаньоны к одной крысе помещают вторую. Ток подаётся, и грызуны затевают драку. И в этом, казалось бы, нет никакого смысла – наказания подобное поведение не устраняет. Тем не менее, в этом случае крыса в конце недели находится в прекрасной форме. Какие выводы из этого можно сделать? Дело в том, что мы часто упускаем из виду причинно-следственные связи, а порой вообще не задумываемся о том, что наши поступки и реакции обусловлены не только нашей волей, но и какими-то глубинными причинами, в частности устройством и особенностями функционирования нашего мозга.
«Американский дядюшка» - это, конечно, метафора. Однако, в целом, Ален Рене очень буквально и прямолинейно доносит до зрителя всю суть происходящего на экране. Фактически нам не приходится что-то додумывать и анализировать. Режиссёр очень внятно излагает теорию и украшает её блестящими историями. Сама по себе эта конструкция уже прекрасна, но француз, естественно, обогащает её хитроумными формальными находками. «Mon oncle d'Amerique» - очень простое для понимания, но изящное и интеллектуально насыщенное кино, и, что ещё важнее, отличный пример того, как искусство и научное мировоззрение идут рука об руку.
Кинопоиск
Ален Рене известен, прежде всего, своими глубоко новаторскими работами, такими как «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, любовь моя». Однако в его творчестве нашлось место и другим небезынтересным экспериментам. «Мой американский дядюшка» балансирует между художественной постановкой и научно-популярным фильмом о закономерностях в поведении людей и животных.
«Смысл жизни в том, чтобы жить. Иначе говоря, сохранять структуру», - произносит голос за кадром, объясняя затем доступным языком разницу между растительным и животным миром. Быстрый и хлёсткий монтаж разбавляет видеолекцию параллельными представлениями нескольких персонажей. Герои фильма дают о себе краткие биографические справки, автор добавляет к их портретам интересный штрих – каждому персонажу присваивается образ какого-нибудь актёра, которым они неосознанно подражают. На экране проносятся ключевые эпизоды их жизни, формирующие базис поведенческих реакций. Эти сцены сопровождаются закадровыми комментариями героев и дополняются врезками из старых фильмов. На примере поступков и реакций Рене, Жанин и Жана профессор Анри Лабори объяснит суть своих теоретических изысканий. Первый тип мозга, «рептильный», запускает простейшие механизмы выживания. Вы ещё не забыли о том, то «смысл жизни в том, чтобы жить»? Млекопитающие выходят на новый уровень взаимодействия мышления с окружающей действительностью. И уже тут всплывает главная тема всего творчества Алена Рене, тема памяти: «Не запомнив, что приятно, а что неприятно, что делает нас счастливыми, грустными и тревожными невозможно рассердиться или влюбиться. Можно сказать, что живое существо - это память в действии». Ну, и третьим пунктом у нас идут ассоциативные связи. «Кора головного мозга особенно развита у человека». Людям и посвящается этот фильм.
Рене (Жерар Депардье) был обычным заурядным крестьянином, но со временем добился хорошей должности на предприятии. Жёсткая конкуренция и постоянное напряжение, не находящее выхода, приводят его к нервным срывам. Показателен пример, в котором Рене борется за место под солнцем, сидя за одним столом с человеком, претендующим на его должность: два телефона подведены к одной линии, успеха же добьётся тот, кто научится быстрее хватать трубку. Линия Жана тоже связана с карьерой – он политик, пишущий параллельно с работой книгу, в которой излагает историю представлений о Солнце разных народов и культур. Он, однако, покидает жену и детей, чтобы соединить свою судьбу с Жанин. Для этой женщины предусмотрена отдельная история, но интересно как эти персонажи пересекаются друг с другом. Режиссёр показывает процесс формирования установок героев в детстве, обозначает, какие воздействия запускают поведенческие акты и как эти реакции вступают друг с другом в конфликт.
Впрочем, не человеком единым. Авторы фильма проводят параллели с лабораторными экспериментами. Крысу помещают в клетку, разделённую перегородкой с дверцей. Ко дну клетки подводят ток, но за несколько секунд до подачи предупреждают животное визуальным сигналом. Как только та, преодолев приступ паники, перебегает на другую половину клетки – подача тока прекращается. Животное быстро учится избегать наказания, а последствия опыта таковы: «10 минут в день на протяжении недели и крыса чувствует себя превосходно. Она здоровая. Шерсть гладкая, давление в норме». Однако, провести прямую параллель с человеком пока рано, ведь «…то, что легко для крысы в клетке, гораздо труднее для человека в обществе. Некоторые потребности были сформированы именно жизнью в обществе, с самого детства». Вторая вариация эксперимента предполагает закрытую дверцу. Крыса мечется, ищет выход, но затем сдаётся, впадает в ступор, ведь все её действия напрасны и ни к чему не приводят. Так запускается реакция торможения. В теории подобный опыт приводит к психосоматическим заболеваниям, которым оказываются подвержены герои фильма. Третий эксперимент – модернизированная версия второго, но разница в том, что в компаньоны к одной крысе помещают вторую. Ток подаётся, и грызуны затевают драку. И в этом, казалось бы, нет никакого смысла – наказания подобное поведение не устраняет. Тем не менее, в этом случае крыса в конце недели находится в прекрасной форме. Какие выводы из этого можно сделать? Дело в том, что мы часто упускаем из виду причинно-следственные связи, а порой вообще не задумываемся о том, что наши поступки и реакции обусловлены не только нашей волей, но и какими-то глубинными причинами, в частности устройством и особенностями функционирования нашего мозга.
«Американский дядюшка» - это, конечно, метафора. Однако, в целом, Ален Рене очень буквально и прямолинейно доносит до зрителя всю суть происходящего на экране. Фактически нам не приходится что-то додумывать и анализировать. Режиссёр очень внятно излагает теорию и украшает её блестящими историями. Сама по себе эта конструкция уже прекрасна, но француз, естественно, обогащает её хитроумными формальными находками. «Mon oncle d'Amerique» - очень простое для понимания, но изящное и интеллектуально насыщенное кино, и, что ещё важнее, отличный пример того, как искусство и научное мировоззрение идут рука об руку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.