Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Клерки" (Clerks) 1994
Дёрнуло меня вдруг освежить в памяти режиссёрский дебют Кевина Смита "Клерки". Фильму уже 24 года, но он всё равно смотрится на одном дыхании, однако обо всём по порядку.
Обычное утро выходного дня для Данте Хикса начинается с просьбы начальства выйти на работу. Данте соглашается, не предполагая, что обычный рабочий день за прилавком продуктового магазина способен изменить всю его жизнь.
Фильм интересен тем, что он выцепляет один день из жизни обслуживающего персонала - два приятеля детства работают в магазинах по соседству. Один - в продуктовом, второй в видеопрокате, что за следующей дверью небольшого одноэтажного здания. Главные герои, хоть и молоды, но уже выглядят уставшими и скучающими, страдающими от низкооплачиваемой работы и неудач в любви, а их столкновения с покупателями больше похожи на психологические тесты с неожиданными последствиями. При этом никогда не знаешь, какая линия поведения правильная - это история о простых людях в простых обстоятельствах. Происходящее не выглядит чем-то экстраординарным, так что весь фильм выглядит максимально приземлённым и приближенным к реальности. И в этом кроется его обаяние.
Интересный момент был связан с возрастным рейтингом фильма. Ему был выдан взрослый рейтинг (18+) только из-за диалогов. В фильме практически нет насилия (не считая стычки Данте и Рэндала) или обнажёнки, зато тематика разговоров у персонажей далеки от великосветских бесед. Диалоги вообще кровь и соль этого фильма и многие фразы легко можно растащить на цитаты. Судьба этого режиссёрского дебюта Кевина Смита во многом схожа с Квентином Тарантино. Тарантино работал в видеопрокате и днями напролёт смотрел фильмы, набираясь, так сказать, опыта. Кевин Смит работал в продовольственном и о нём же снял фильм.
Кевин Смит при минимальном бюджете создал крайне занятную и увлекательную картину, в которой главным становится психологическое состояние героев на перепутье собственной жизни. Интересно то, как каждый из героев справляется с этим чувством - кто-то предпочитает его и вовсе не замечать, кто-то упивается текущим положением, а кто-то всё время страдает от жалости к себе и окружающей обстановке. Любая из линий поведения имеет право на существование, а которой из них следовать - каждый решает сам для себя. В этом-то и есть основная прелесть скромной трагикомедии, которая разыгрывается в пределах небольшого магазинчика.
При скудности декораций Смит тем не менее умудряется изобретательно подходить к постановке кадра. Фильм не скатывается в театр говорящих голов, а общение не ограничивается перебрасыванием репликами через прилавок. Главный герой может сидеть на полу, крася ногти своей заявившейся девушке, доверив обслуживание клиентов бумажке с надписью "пожалуйста не воруйте". А тот самый хоккейный матч, который был запланирован, всё-таки состоится на крыше этого же самого магазина!
Данте Хикс, которого играет Брайан О'Хэллоран, действительно хорош в передаче пассивной защитной позиции собственного положения. Он ненавидит свою работу, но хочет делать её хорошо. Поэтому, когда начальство просит его выйти в его выходной день, когда у него назначена игра с друзьями в хоккей, чувство совести и справедливости не позволяет ему отказаться. В Данте собран образ ответственного работника, доведенного до критической точки, когда текущий образ мира ломается под воздействием обстоятельств и наружу наконец проступают здравые мысли.
Рэндал Грейвс, в исполнении Джеффа Андерсона, выступает в совершенно иной весовой категории. Он прекрасно осознаёт никчёмность своего положения, но он выжимает из него все соки этой самой никчёмности. Его саркастическое отношение к жизни балансирует на грани нигилизма, но при этом ему совершенно не чужды человеческие эмоции и крепкие дружеские отношения. Этим-то он и ценен.
Джей и Молчаливый Боб, в исполнении Джейсона Мьюза и самого режиссёра Кевина Смита, так и вовсе стали культовыми в определённых кругах персонажами, засветились в нескольких побочных фильмах в качестве сайд-киков (типа "Догмы"), а потом получили несколько сольников. Здесь же их образ получил изначальный толчок, который при общей наполненности, всё равно стал очень ярким и запоминающимся. Кстати, забавный факт, что продюсеры посчитали внешность Джейсона Мьюза отталкивающей, поэтому не включили его в постер фильма.
Спустя 12 лет после выхода "Клерков" Кевин Смит снял вторую часть. По странному стечению обстоятельств это один из любимейших фильмов, у которых дикое содержание и невероятно прекрасный финал, зацикливающий дилогию. Восемь лет назад ходили слухи о триквеле, но новостей по этому поводу нет и по сей день. По мне - пусть так и остаётся.
"Клерки" это кустарный, но очень искренний камерный фильм про один день обслуживающего персонала. Простой сюжет подкреплён отлично написанными живыми диалогами и забавными персонажами, а чёрно-белая картинка совершенно не мешает восприятию сложных эмоциональных дилемм главных героев. Даже спустя годы фильм смотрится отлично за счёт вечных тем самоопределения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.