Оригинал взят у kino_sssr в Евгения Гранде (1960)
Великолепная экранизация одноименного романа Оноре де Бальзака - натурально не оторваться. Здесь есть то, что я называю отменной режиссурой - плотность и насыщенность повествования при полном отсутствии длиннот и чётким соблюдением правильной длины эпизодов.
Правильная - это когда сцена длится ровно столько, сколько нужно для раскрытия ситуации, не больше, но и не меньше.
Глава семейства Феликс Гранде (Семён Межинский) - скуп. Это главная его характеристика, но понять его вполне можно - богатство не досталось ему по наследству, он сумел подняться из нищеты сам, а это, конечно, наложило отпечаток: привыкнув экономить смолоду, он продолжал это делать всю жизнь. Да, он неохотно расстается с деньгами, но у него дом, семья, красавица-дочь Евгения (Ариадна Шенгелая), которую нужно будет выдавать замуж. Гранде сумел не только заработать капитал, но и создать репутацию - за руку Евгении готовы побороться не самые худшие семьи городка Сомюр.
Феликс наверняка бы сумел подобрать достойную партию для дочери, если бы ему не подгадил братец, парижский банкир. В дом Гранде приезжает его племянник Шарль (Михаил Козаков) - ослепительно красивый молодой парижанин, в которого немедленно влюбляется Евгения. На следующий день после появления юноши приходит известие о суициде его отца. Из-за огромных долгов. Шарль раздавлен - мало того, что он остался сиротой (мать умерла раньше), так еще и не просто гол как сокол, а в долгах. Гранде же не собирается платить долги брата, а племянничка отправляет в Индию на заработки. И хотя Бальзак предлагает зрителю возмутиться скрягой, я лично полностью на его стороны - с какого перепуга он должен расплачиваться за шикование братца в Париже? И с чего бы ему брать под крыло взрослого племянника, который уже сам в состоянии зарабатывать?
Влюбленная Евгения страдает от предстоящей разлуки и очень жалеет кузена, а потому отдает ему шкатулку со своим золотом - отец каждый год дарит ей по золотой монете на день рождения и Рождество. Шарль вяло отнекивается, потом, все-таки, берет ценности. Клятвы в вечной любви и вот это всё.
Кузен уехал и с концами - ни слуху от него, ни духу, ни писем. Мамаша (Евдокия Турчанинова) становится наперсницей дочери... и, вместо того, чтобы вправить Евгении мозг, женщина постоянно поддерживает мечтания дочери о возвращении кузена. Тем временем приближается Рождество. Отец готовится подарить дочери очередную золотую монету, а дочь боится папе сообщить, что ларчик с монетками уплыл вместе с кузеном.
Когда сие вскрывается, Гранде, конечно же, приходит в бешенство. И это тоже можно понять - мало того, что Евгения втрескалась в нищего кузена-бабника, вдобавок, как полная дура, отвалила ему значительную сумму. И считает себя совершенно правой. Гранде наказывает дочь, отправляя её под домаший арест на хлеб и воду, а его жена, во всем потакающая кровиночке, на нервной почве заболевает...
Фильм "Евгения Гранде" - замечательный, неоднозначный и жизненный. Думаю, восприятие сюжета меняется с возрастом - наверняка молодые жалеют Евгению, страдающую от деспотизма отца, а взрослые, как и я, вполне понимают Гранде - он, конечно, скупой, но он думает не только о себе. Очень характерен эпизод после приезда Шарля - служанка Нинетта (Татьяна Панкова) утром получает у хозяина сахар. Тот выдает шесть кусочков - по два на каждого. Служанка, которой тоже очень понравился молодой парень, удивляется - мол, что, Шарлю подавать без сахара? На что Гранде отвечает - два куска ему, как всем, а я сам попью и так.
Но главное - именно скупость отца и обеспечила Евгении безбедную жизнь. И благодетельницей для кузена она выступила тоже за счет отца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.