четверг, 24 декабря 2020 г.

"Случай из следственной практики" (1968)

Редкий пример советской Новой волны. Чуть ли не уникальный. Ибо лента, во-первых, выпущена на заштатной Одесской киностудии, во-вторых, создатели сами, похоже, не очень и понимали, что делают. Не сомневаюсь, Новую волну они к тому времени где-нибудь да видели, но, снимая свою картину, не особо заморачивались – копируя импортный формализм подсознательно, на подкорке. Иначе было бы сейчас шуму и пыли, как когда-то на показах аскольдовского «Комиссара»

Ленту в результате благополучно забыли, словно её и не было, ставя вровень с чёрно-белыми милицейскими детективами категории Б задрипанных довженковских передвижек. Ныне сочинение не более чем скучный исторический артефакт, кино крепкой средней руки уровня опусов приснопамятной Суламифи Цыбульник, ни разу таковым не являясь. Вы ещё помните, кто такая Суламифь Цыбульник? Я вас умоляю. Нет? Тогда не смешите мои тапочки, прекратите кивать, и не делайте такое задумчивое лицо. 
Сюжетная начинка – и вправду случай из практики сценариста ленты Александра Шпеера, урождённого следователя московской прокуратуры. Отбывающий своё арестант неожиданно делает признание в групповом убийстве, совершённом почти десять лет назад, срок давности за которое истекает со дня на день. И, соответственно, тянет под статью соучастников, которые, будучи когда-то районной шпаной, давно остепенились, обо всём позабыли и стали вполне уважаемыми людьми. По тому же сценарию в 1984 году снят был звонкий фильм «Соучастники» с Леонидом Филатовым и блистательным Сергеем Колтаковым. Фильм хороший, но к Новой волне, увы, никакого отношения не имеющий. 

Нас же интересует форма. Под словосочетанием «Новая волна» имею французский её аналог. «Июльский дождь» вот тоже Новая волна. Ничего более, однако, не припоминается. Ряд лент шестидесятых задевают её по касательной, фрагментарно: «Короткие встречи» Муратовой, где волна накатывает эпизодами, скажем, в сцене встречи Нади (Нина Русланова) с Любкой (Лидия Базильская); в «Заставе Ильича» того же Хуциева, «Цвете белого снега» Васильева и Мамилова, «Фокуснике» Тодоровского и т.п. «Случай из следственной практики» и «Июльский дождь», однако, нововолнистские не фрагментарно, а преимущественно. «Июльский дождь», впрочем, претендует на нетленку, «Случай из следственной практики» – нет. При том, что и актёры непростые: Стриженова. Заманский, Шиловский, Русланова, Шульгин, Булгакова, Иван Соловьёв, и постановщик далеко не последний, патриарх киноклана Аграновичей, умевший привлекать для своих немногочисленных опусов исполнителей самой первой величины. 

Но, увы, снимался фильм проходным. Фурора не планировалось. На полку не клали, цензоры не чикали. Никто и не заметил. А был он самой что ни на есть Новой волной. Формализмом, рядящимся в одежды простого советского кино про милицию. И, что любопытно, ни до, ни после, ни в «Человеке, который сомневается» (1963), ни в ленте «Свой» (1970) на всё ту же прокурорскую тему с ещё более известными актёрами, Новой волной и не пахнет. Не исключаю чистую случайность. Просто так получилось. Настроение было, или под впечатлением от неожиданного просмотра Годара-Трюффо творил, сам того не осознавая. Но факт остаётся фактом. Жаль только, никто об этом не догадывается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.