суббота, 8 августа 2020 г.

"12 разгневанных мужчин" (1956)

Юридическая драма, более знакомая россиянам благодаря михалковской адаптации для бедных. Люметтовская версия вдрызг проигрывает российскому римейку как в цветности, так и в актерском ресурсе (в нашей-то мудрый добрый барин Никита Сергеич переигрывает не только изможденного и сомневающегося во всем Фонду, он вообще всех переигрывает, от костюмеров до мальчика, приносящего хот-доги и чай), но благодаря своей лаконичности и умелой операторской работе лучше укладывается в голове, не отвлекая внимание на кружева, рюши и стразики. 

Итак, 12 потных раздраженных мужиков, измотанных длинным судебным слушанием и духотой летнего вечера, должны решить судьбу 13-го, подростка, обвиняемого в убийстве отца. Там и думать-то нечего, всё и так ясно по физиономии подсудимого-латиноса и по дурной славе их квартала. «Виновен», единогласно «виновен» и да поможет ему в исправлении его дурных наклонностей электрический стул. 
Ан нет, не единогласно. Там, где 11 присяжных видят простую историю «украл-выпил-в тюрьму!» 12-й замечает нестыковки, натяжки и упрощения. Давайте заново всё взвесим и решим? И они всё начинают заново. На одной чаше весов усталых присяжных — простое решение и айда по домам, на другой — необходимость вдуматься, встать на место чужого человека, влезть в его шкуру, проникнуться его мыслями. Этот второй путь, попытка понять до того, как осудить, и делает из 11 обывателей-присяжных настоящих людей, спасает их души к Страшному суду на том свете и жизнь подростку-подсудимому на суде земном. 

Не важны улики в пользу обвинения, которые присяжные в очередной раз пересматривают и заново оценивают. Важно то, что один за другим присяжные, всё уже решившие еще до ухода к комнатку для заседаний, делают шаг в незнаемое, отказываются от простых стереотипных ходов и допускают крамольную мысль, что тот, 13-й, который сейчас сидит в зале суда и с ужасом ждет приговора, может быть и невиновен. 
Ни у одного из героев нет имени и фамилии, но разве вы их перепутаете между собой? Манера говорить и слушать собеседника, вытирать пот со лба и жадно пить теплую воду из графина — всё у них индивидуальное, говорящее о характере, личной жизни, оценках в школе и нюансах половой жизни. Все разные, живые, конфликтные. Отличная актерская игра, в которой даже как-то неудобно выделять звездного Генри Фонду. Все 12 хороши, никто не тянет одеяло на себя и вкупе эта скамья присяжных — срез общества, миниатюрный портрет нации, равно способной на ошибки и подвиги, эгоизм и самопожертвование, обывательскую ограниченность и умение принимать трудные решения. Пока 12 незнакомым между собой людям - богатому и бедняку, интеллектуалу и люмпен-пролетарию, юноше и старику - не безразлична судьба незнакомого им 13-го - общество будет жить. 

Титанический труд оператора и автора диалогов - сделать напряженное действо в ограниченном пространстве, без спецэффектов и проездов камеры над Ородруином, без погони и перестрелки, сисек и взорванных вертолетов. Справились на пять с плюсом. Вообще Голливуд — отличная машина по производству не только кассовой развлекаловки, но и картин, помогающих нации в трудном процессе самоидентификации и поиска ответов на неприятные вопросы. Как бы вот научиться у них именно этому, а не только копированию пафосной процедуры вручения статуэток?

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало августа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.