суббота, 29 августа 2020 г.

"Отсчет дней" (1962)




Перевод названия "Дни сочтены" видится куда более подходящим, чем равнодушно калькуляционный "Отсчет дней", выставленный на официальной витрине. 

Тема внезапного осознания 50-летним мужчиной собственной бренности и скорого конца раскрыта с итальянской… хотелось написать, жизнерадостностью, но нет, конечно — какая уж там радость, и какая жизнь. С подобным зачином вообще шутки плохи. Но в том и дело, что картина Элио Петри (который у меня за последние пол-года выдвинулся в число любимых итальянских авторов) непостижимым образом избавлена от кричащего, мучительного трагизма, не срезая при этом углы и не стачивая острие. 

Напротив, усталые метания пожилого водопроводчика Чезаре, ставшего свидетелем внезапной смерти случайного прохожего, вероятно, сверстника, и под впечатлением от пережитого словно увидавшего известную даму в черном уже на собственном пороге, исполнены тонко, на грани, без крена в душещипание, цинизм или пошловатое шутковтирательство. Поразительно, но столь деликатное обращение к тогда еще, в общем-то, далеким от себя материям (для человека отнюдь не пожилого и даже не среднего возраста) осуществлены режиссером 33 лет от роду, да еще и всего лишь во второй самостоятельной полнометражной работе. Не в последнюю очередь здесь заслуга актера Сальво Рандоне, хмурой исподлобной ехидцей разбавившего беспомощность смертного перед надвигающейся неизбежностью. 

Я все думал, с чем они подойдут к черте, ведь финал в таких сюжетах — камень преткновения. Суметь найти достойное завершение в рассказе на вечную тему — как подобрать ключ к вопросу о смысле жизни. Но заключительная сцена сильна, исполнена аллегоричности и яркой художественной окраски, не оставляя возможностей для колких насмешек (зато давая простор для веера трактовок). "Вставайте, синьор. Мы приехали".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.