четверг, 6 августа 2020 г.

"6 футов под землей" (2001)

Оригинал (отредактированный) взят у pol_ned в Six Feet Under / 6 футов под землей / 2001-2005 / Alan Ball


Для того, чтобы представить себе стиль этой телевизионной драмы, сериалом которую назвать язык не повернется, достаточно вспомнить оскароносную «Американскую красавицу», в основу которой лег сценарий Алана Болла, он же и создатель «6 футов под землей». Только вот сериал, продюсируемый почти 5 лет кабельным каналом HBO (первая серия была показана в июне 2001г., последняя – в августе 2005г.) оказался неожиданно смелее, провокационнее, ярче фильма Мендеса, который в момент своего выхода, помнится, произвел эффект массового гипноза и влюбил в себя практически всех. Еще бы, вопрос самоидентификации и кризиса «любого возраста» занимает каждого, кто способен думать и чувствовать, ну а для Болла это тема тем. Конечно, «Американская красавица» сплошное клише, но обаяние актеров и особая интонация сделали этот фильм знаковым для своего времени, частично то же можно сказать и о «6 футах» - если отбросить эксцентричность формы и сосредоточиться на сюжете и характерах героев, то становится ясно, что имеешь дело с набором стереотипов. Однако, мощная авторская команда и группа прекрасно безумных в своей отваге актеров свершили подлинное чудо и вырулили совершенно в неожиданную сторону, от стереотипа к архетипу, от эпатажа к откровенности, чувствительность же сменяется чувством. А еще «6 футов под землей» принадлежит к числу тех редких телешоу, которые вызывают восторг не только у критиков (на счету сериала масса престижных премий, в т.ч. несколько «Эмми» и «Золотых глобусов» в разных номинациях и что особенно симптоматично - за кастинг), но и у зрителей и если с критиками все более менее ясно, то вот реакция телеаудитории как раз удивляет, т.к. кино получилось мало того, что слишком «европейское», так еще и откровенно антибушевское, но об этом чуть позже. 

В основе сериала история семьи Фишер, владельцев частного похоронного бюро, живущих на верхнем этаже дома, первый этаж которого полностью предназначен для проведения похоронных служб, а в подвале находится морг. Каждая серия начинается с небольшого пролога, представляющего собой историю чьей-то смерти, задающей тон всему эпизоду и это может быть какая угодно смерть – трагическая или нелепая, красивая или уродливая, но всегда неотвратимая. Особенность сериала в том, что мертвые герои отнюдь не мертвы, они действуют наравне с живыми персонажами, внимательно наблюдая со стороны за процессом бальзамирования и накладывания грима, комментируя не только действия над собой, но и жизненные обертоны владельцев бюро, чаще глумясь над «пока живыми», задавая им вопросы на темы, о которых те вообще стараются не думать и нашептывая то, что те хотели бы не слышать никогда. Подобный прием добавляет изрядную долю сюра и черного юмора в происходящее, как и еще один, используемый постоянно, являющийся такой же неотъемлемой частью «6 футов», как «живые мертвые»: в определенные кульминационные моменты герои могут сказать что-то обескураживающее в своей откровенности или сделать нечто дикое (дав, например, выход сдерживаемой агрессии, набрасываясь на неприятного человека), но потом эпизод «возвращается» в исходную точку и понимаешь, что это был лишь внутренний импульс, так и оставшийся нереализованным. 

Подобная эксцентрика, замешанная на эпатаже, бодрит, но, как правило, не затрагивает эмоционально, однако «6 футов под землей» поразительны тем как раз, что именно затрагивают! Возможно потому, что вволю натешившись с провокационностью, авторы сериала углубились в мир переживаний своих персонажей, нестандартность личных ситуаций которых постепенно становится не самоцелью, а фоном и тут открывается главное, о чем все это – перед нами мир тотальной пошлости, оставленный богом (показательно, что никто из умерших о боге толком сказать не может, да и не пытается по большему-то счету) , вызывающий отторжение у героев своей фиктивностью. Есть секс, есть смерть и только для немногих счастливчиков есть любовь. Но везет не всем и кому-то приходится просто умереть. Момент прозрения приносит невыносимую боль и если ты такой особенный, что чувствуешь отсутствие бога в этом мире (и в его же отсутствии –возможность присутствия) – общайся с мертвецами в своем собственном похоронном бюро… 

Поразительна и политическая направленность фильма, выражающая яркое неприятие политики Буша. Был ошарашен, когда пьянющая героиня Лорен Эмброуз с горящими глазами назвала президента «псом войны», а потом добавила, что ей стыдно за то, что Америку ненавидит весь мир за их военные кампании – это сильно! 

Финальные серии «6 футов под землей» хороши настолько, что их хочется пересмотреть, что бы убедится, что ТАК БЫВАЕТ - и так бывает. Кто видел, тот знает, кому предстоит – я вам завидую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.