воскресенье, 2 августа 2020 г.

"Незабываемое" (1967)



Юлия Солнцева - единомышленница, верная помощница и по совместительству жена выдающегося советского мастера кино Александра Довженко. После смерти Довженко Юлия Солнцева продолжила развивать его творческие методы и снимать собственные фильмы по его сценариям. Стиль Юлии Солнцевой - это прежде всего стиль Александра Довженко, который работал с жанром кинопоэмы. Кинопоэмы Довженко и Солнцевой - это соединение кино и поэзии, это возвышенный стиль повествования о подвигах (военных или трудовых) советских людей. 

Кому-то такое кино покажется наивным, даже примитивным, а идеологический пафос вызовет отторжение. Чтобы не было ложных негативных впечатлений, нужно правильно воспринимать такое кино, понимать, по каким принципам оно строится. При правильной "настройке" на просмотр фильмов Довженко/Солнцевой нам откроется своего рода социалистическое фэнтэзи - авторский киномир, населенный мифическими существами: верховными богами (чьи имена всуе не упоминаются, но всем известны), божествами второго уровня (героями войны и труда), полубогами, ангелами и ангелочками. 

После смерти Довженко Юлия Солнцева экранизирует его сценарии, главной темой которых является освобождение украинских территорий от фашистов в период войны: "Повесть пламенных лет" (1960), "Зачарованная Десна" (1965), "Незабываемое" (1968). Трилогия показывает нам жестокую войну богов с невидимыми хтоническими монстрами (фашистами). Невидимыми - потому что мы их почти не видим, авторы 95% действия концентрируют на подвигах "наших" богов. Этот приём понятен и логичен - чем страшнее испытания, тем возвышеннее победа, а это лишний повод показать богов во всей красе. 

Из трилогии самым захватывающим, эмоционально насыщенным и более приближенным к реальности является фильм "Незабываемое". А.Довженко (в сценарии) и Ю.Солнцева выбирают смелую композицию, соответствующую известной русской пословице - начинают за здравие, а кончают за упокой. В фильме хватает ужастиков, возможно, их чересчур много для кинопоэмы. Нашим божествам здесь приходится несладко. Аллюзию расшифровывать не требуется. 


Фашисты в фильме изображены не такими уж и монструозными. Немецкие солдаты и офицеры - всего лишь исполнители воли некой сверхъестественной силы, которую мы не видим, но чье присутствие ощущаем в фильме. 


Авторы используют прием чередование цветных и черно-белых эпизодов. Ч/Б кадры передают эффект присутствия той самой дьявольской силы. Отличный способ эмоционального воздействия на зрителей! Вот девушка всматривается в даль и видит нечто, что нам, слабонервным зрителям, лучше не видеть. Враг отброшен, победа не за горами. Мы видим в цвете ту же девушку, самоутверждающуюся в качестве Богини-победительницы. Камера смотрит снизу вверх.


"Незабываемое" - далеко не самая лучшая военная драма, зато уникальный образец кинопоэмы: мифилогический мир в ней показан в самых жестоких условиях, в которых борьбу за выживание ведут не люди - боги! Не нужно рассматривать произведения Юлии Солнцевой как фильмы о Великой Отечественной войне - это событие послужило содержательной основой для реализации авторского мира А. Довженко руками его жены и верной соратницы. Ну так совпало, что период жизни Александра Петровича выпал на советскую эпоху, потому его "вселенную" населяют типичные советские образы. Многие ошибочно принимают его подход за идеологическую пропаганду. Но, как мне кажется, творчество Довженко/Солнцевой имеет гораздо бОльшую ценность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.