вторник, 4 августа 2020 г.

"Соль Земли" (2014)

Оригинал (отредактированный) взят у Максим Антоненко в Фильм Вима Вендерса "Соль земли"


Не скрою, фильм потряс меня настолько, что я надолго лишился способности высказываться о нём вразумительно и внятно. В ноябре пересмотрел его с друзьями ещё раз. И только обсуждение увиденного в узком кругу заинтересованных людей вернуло мне утраченную было способность размышлять и говорить о том, что любишь и чем по-настоящему дорожишь. 

Название фильма Вендерс взял из Нагорной проповеди Иисуса Христа: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям (Мф. 5. 13). Кинокартина от начала до конца пронизана библейскими образами рая и ада, сотворения и грядущего суда, рабства и исхода, благословения и проклятия, смерти и жизни. Её центральная тема - человек, наделённый от Бога властью возделывать и хранить Божий мир (Быт. 2. 15), человек, чьё сердце лукаво более всего и крайне испорчено (Иер. 17. 9). На что ещё способен современный человек? Утратила ли соль свою силу?  

Главным действующим лицом фильма является всемирно известный бразильский фотожурналист Себастьян Сальгадо, объездивший со своей камерой более 100 стран мира. Вим Вендерс поручает ему роль проводника и рассказчика, вместе с которым мы совершаем путешествие по странам и континентам. Маршрут Сальгадо сильно отличается от тех, что выбирают сегодня любознательные туристы. Никакой вам Анталии и Лазурного берега. Неспешно листая его чёрно-белые фотоальбомы, мы оказываемся в Папуа-Новой Гвинее и на побережье Северного Ледовитого океана, в Нигере и Боливии, Кувейте и Мексике, Руанде и Сербии. Перед зрителем разворачивается панорама жизни той части человечества, которой не посчастливилось войти в состав "золотого миллиарда". На протяжении почти двух часов мы являемся очевидцами человеческих страданий, порождённых стихийными бедствиями, голодом, эпидемиями, войнами.  

Впрочем, можно ли признать справедливым утверждение, что современная западная цивилизация сделала человека счастливее и свободнее? Бедность и политическая нестабильность в странах третьего мира - не что иное, как один из горьких плодов глобальной экономической и политической системы. Процветание одних оборачивается обнищанием и вымиранием других. Комментирующий свои снимки Сальгадо убеждён, что настоящая дикость - не в отсутствии письменности или электричества, а в одержимости злыми духами стяжательства, властолюбия, равнодушия, эгоизма. Сравнивая жизнь полудиких индейцев и аборигенов с образом жизни внешне благополучных обитателей просвещённого Запада, Себастьян Сальгадо пришёл к пониманию того, что "человек не может превратиться в животное, он может стать только хуже животного". Всё говорит за то, что растянувшийся на столетия кризис веры продолжается. Настал черёд веры в человека - она себя исчерпала. Великие социальные движения и политические инициативы не способны избавить людей от власти зла. Светлого будущего не будет. 

Есть ли альтернатива светскому гуманизму? Язык традиционных религий нашему современнику уже плохо внятен. В "Соли земли" ни Сальгадо, ни Вендерс ни разу не упоминают Бога. Вендерс не претендует на роль богослова или проповедника, его задача иная - пробить брешь в сердечной коросте зрителя, реанимировать духовную память, призвать к состраданию и творчеству. Он использует тактику маленьких шагов. С помощью фотографий Себастьяно Сальгадо Вендерс вдыхает новую жизнь в старые библейские образы и осторожно выводит зрителя из замкнутого круга социально-политических проблем в пространство библейских смыслов. Рецепта счастья не существует, и никто не знает, что будет завтра. Но человек всегда остаётся человеком, он обречён на свободу и ответственность. Стать Сверхчеловеком у него не получилось. Превратиться в животное он не может. Остаётся только одно - быть человеком, природа и призвание которого определены кем-то Другим. 

"Соль земли" - это акт веры. Человек всё ещё является солью земли. Библейское послание всё ещё звучит в современной культуре. А значит, всё ещё есть надежда. Фильм Вима Вендерса - одно из непрекращающихся свидетельств того, что свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1. 5).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.