понедельник, 28 ноября 2016 г.

"Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева" (1959)

Оригинал взят у caps_lo в Опасное детское кино

Кинопоиск

Немного о детской литературе и кинематографе. Древний международный литературный спор - следует ли опускать литературу до уровня «простого читателя» или поднимать «людей» до уровня филолога. Спор возникает аж в 19 веке, в России явно поддерживается Л. Толстым, «народниками» и прочими революционными просветителями. Кажется, в те годы Максим Горький ядовито заметил: не «опускаться до читателя следует в книгах, а читателя развивать». Неожиданно этот же спор возродился в семидесятых годах прошлого века - время, когда весь мир внезапно осознал, что существует «особый класс не совсем людей». Этих людей называли по разному, скажем, «эфебами» или «подростками», «молодыми людьми» (если кто-то интересуется английским языком, то кол-во названий подростков в этом языке огромно). Конечно, шестидесятые годы - доминирование идей Маргарет Мид и вообще «школы Леви-Стросса», возникновение «коммерции для подростков» и т.д. В семидесятых Конгресс США уже оформил этот необычный «класс людей» юридически, закрепив за подростками некие права и обязанности. СССР, разумеется, не отставал.

Как результат почти столетней кристаллизации, в мире возникло новое явление — особо безобидная литература для подростков и «добрые», «безопасные» фильмы для детей.
Итак, «специальный детский Андерсен», «специальная Шахерезада», «детский Гулливер» и еще много-много «упрощенной» и «исправленной» литературы от начала 20 века до середины окончательно получили путевку в жизнь.

Переломный момент и «точка бифуркация» хорошо заметны в кино - в фильмах 50-60 гг. подростки курили, ругались и дрались и даже допускалось показывать обнаженное детское тело. После внедрения «юношеской парадигмы» и создания особо стерильных произведений («детская литература») из книг и кинокартин потихоньку исчезают «недопустимые сюжеты».
Европа и США, вместе с СССР предаются любимому занятию: составляются индексы запрещенных книг. Например, ныне знаменитая книга «Мост в Терабитию» многократно подвергалась в восьмидесятых всевозможным попыткам вывести ее из школьной программы и библиотек: за якобы «оккультизм», бранные слова и даже «сатанизм».

В «Необыкновенном путешествии» прелестно все - чудесная игра актеров, великолепие операторской работы,
Но невозможно представить этот фильм после 70-х годов: сюжет не укладывается в прокрустово ложе более позднее педагогической мысли. Слишком уж опасна картина режиссёра Ильи Фрэза!
Сюжет «Путешествия» содержит очень много сцен, «недопустимых» для новой педагогики: главный герой катается на бампере машины, ездит на крыше поезда... да что говорить! все путешествие — опаснейшая авантюра!

Авторы ранней «ювенальной эпохи» крайне боязливы.
Писатели и режиссеры постоянно призывают «не рисковать», взывают к науке, «исправляют» сомнительные с точки зрения педагогические техники безопасности сюжеты.
Ибо подросток может посмотреть что-то недозволенное, недопустимое, подросток может «подражать» - вот что беспокоит писателей, сценаристов и режиссеров семидесятых годов и позднее.
(Поэтому аниме столь сильно воздействует на неподготовленного европейца? В анимешном мире свободно говорят на темы инцеста, детской эротики и т. д.)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.