понедельник, 14 ноября 2016 г.

"Презрение" (1963)

Оригинал взят у jacob_burns в Le Mépris / Презрение (1963)

Кинопоиск

- Почему ты выглядишь задумчиво?
- Может быть потому, что я думаю?

По большому счету фильм о семейных отношениях. Тема для Годара неожиданная, но тем не менее разыгранная очень тонко.

Только что мы видели страстно влюбленных друг в друга молодеженов. И вдруг щелчок - и Камилла больше не любит Поля. Именно так, почти ни с того ни с сего. И до самого конца Поль пытается понять, в чем же дело, возможно - исправить, починить отношения. Он ищет конкретную причину. Конечно же, Камилла ничего не говорит ему определенного, даже и не сознается, что разлюбила. И Поль мечется, сначала он решает, что все дело в шлепке - он потрепал по попке секретаршу Прокоша. Потом, что дело в сценарии, что он вроде как продал душу богатому американцу, и теперь Камилла его не уважает.

Они много обсуждают с Прокошем и Лангом "Одиссею". Фильм вроде как сосредоточен на отношениях Одиссея и Пенелопы, почему Одиссей так долго не возвращался домой. Любила ли его жена. Была озвучена версия - взгляд Ланга на эту историю, что Одиссей заставлял Пенелопу кокетничать с ее многочисленными поклонниками ради политических выгод. Пенелопа не могла после этого уважать мужа. Что в итоге и разрушило их союз, заставило Одиссея бесконечно плыть к горизонту, а после убить поклонников. Поль считает, что это самая вероятная теория разлада его отношений с женой. Она могла в силу определенных обстоятельств считать, что Поль "подсовывает" ее Прокошу. И она отчасти подтверждает эту версию - целуется с продюсером на глазах мужа.

Конечно же Поль ошибается, пытаясь найти одну причину перемены. В жизни бывает по другому - замена или добавление пары фрагментов заставляет паззл сложиться по новому. К тому же со стороны видно то, что Поль, погруженный в свои переживания, не может заметить. Он роет могилу браку своими руками. Он истерит, и что самое ужасное - пытается торговаться с женой, перепоручить ей решение проблемы. Хочешь, я брошу сценарий? Полюбишь ты меня снова, если брошу? Камилла в какой-то момент даже прерывает свою женскую игру, чтобы сказать ему открытым текстом - ты ведешь себя не по мужски. И в этом, видимо, и есть корень зла. В этом и во всем сразу. Все версии скорее всего правильные, все сыграли свою роль и конечно же, это не та река, в которую можно войти второй раз. Можно помириться после ссоры, но невозможно вернуть любовь, если ее уже нет.

Финал на мой взгляд немного натянут, даже высосан из пальца. Расставание этих людей - само по себе большое зло, чтобы его еще усугублять всяким механическими несчастьями. Но скорее всего это был тренд европейского кинематографа в то время, противовес голливудским слащавым хэппи-эндам.

Особо хочу пройтись по кастингу. Мужчины в фильме весьма колоритны. И Мишель Пикколи и Джек Пэланс - актеры, который мы много раз видели в боевиках и вестернах в роли злодеев. Меня сначала смущало, что мятущегося писателя играет такой брутальный актер, как Пиколи, но если вдуматься, то как раз такие "сильные" мужчины как раз и дают в сложных жизненных ситуациях слабину, даже гнильцу.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.