суббота, 12 ноября 2016 г.

"Амели" (2001)

Оригинал взят у arhetip_v в Амели на мели и в процессе нырянья

Кинопоиск


Есть люди, которые смотрят фильм только один раз: они считают, что главное в фильме – сюжет, а раз они его знают, то и смотреть повторно незачем. Это люди, мыслящие на наглядно-действенном, дошкольном уровне. Другие люди могут смотреть фильм многократно – им доступен другой, более глубокий смысл произведения, абстрактно-символический уровень мышления.

Фильм «Амели» - как раз из тех, что я смотрела многократно. С тех пор, как он вышел в 2001 году, прошло 11 лет. Я менялась, и фильм для меня менялся. Первые два раза это была просто прекрасная волшебная сказка. Затем я стала понемногу видеть психологическую проблематику главной героини и то, как она с этим справляется. Думаю, недаром этот фильм попал в список «100 лучших фильмов мирового кинематографа (по версии журнала Empire) – ведь он, как и многие народные сказки, описывает архетипический сюжет – в данном случае, женскую инициацию, ритуал перехода главной героини, связанный с этим кризис и пути выхода из него.

Посмотрите – история Амели чем-то схожа с историями героинь «Крошечки-Хаврошечки», «Морозко», «Госпожи Метелицы», «Золушки» и других сказок о женской инициации. Я вообще считаю Жана-Пьера Жене кем-то вроде оракула, каким-то чудесным образом он связан с архаикой, с сакральным миром, с вечно повторяющимися процессами. И в наш век, когда крайне необходимые для нормального психического развития сказки теряют свою популярность, его фильмы хоть как-то заполняют эту важную нишу. Особенно ценны фильмы о женских судьбах, потому что в этой области провал особенно заметен.

В оригинале фильм назывался «Необыкновенная судьба Амели Пулен», и эта судьба действительно необычайна тем, что девушке все-таки удалось пройти инициацию, в то время, как большинство наших современниц не справляются с кризисной сменой статуса. Сама же суть ее внутреннего конфликта вполне обычна – в своем психоаналитическом кабинете я имею дело со многими женщинами мазохистического склада, «спасательницами». Тем более что общество очень одобряет этот невроз в женщинах. Идеалами такого культа самопожертвования выступают Мать Тереза и Махатма Ганди.

Кризис Амели начинается с момента, когда она узнает о гибели принцессы Дианы. Какая тут взаимосвязь? Вероятно, Амели ощутила, что умерла и ее «внутренняя «принцесса», ее детская ипостась, детский статус. Любая инициация связана со смертью одной идентичности и рождением другой. Амели почувствовала, что что-то происходит. Она думает о том, сколько людей испытывают оргазм в этот момент – то есть, жаждет взрослой сексуальной жизни. Под напором новых потребностей она вступает на путь инициации. Дай Бог всем такого же внимания к голосу интуиции.

Поначалу она просто проецирует свои потребности на других людей и удовлетворяет их – вместо того, чтобы заняться непосредственно собой. Многие из нас бессознательно поступают так же. Она возвращает мужчине историю его детства, потому что ей важно вернуть свое детство себе («Личность – это история»). Она устанавливает связь между сотрудницей и посетителем кафе, а также «возвращает» соседке любовь мужа, потому что ей важно найти свою связь с мужчинами (и своей мужской частью). При этом кажется, что Амели альтруистична, но – как утверждает словарь психологических защит доктора психологических наук Ольги Бермант-Поляковой – альтруисты развивают свою «спасательскую» деятельность ради благодарности. Амели не такова – она действует тайно. Какая же скрытая выгода может быть в ее акциях? Ощущение собственного могущества при виде того, как она может эмоционально влиять на незнакомых людей. Вымещение агрессии – да-да, даже такое милое вторжение все равно остается вторжением. Амели наблюдает за мужчиной, нашедшим свою детскую шкатулку, с видом нашкодившего ребенка, затем в истории с наказанием злого хозяина лавки ее агрессия становится явной (Тень «спасателей» всегда агрессивна). И главное – отрицание собственных проблем путем смещения своего интереса на проблемы других людей.

Именно на этот последний аспект и обращает внимание Стеклянный Человек. Он выступает для Амели то ли психоаналитиком, то ли волшебным помощником, какие всегда встречаются в сказках подобного толка. Обычно это либо звери, либо странные человекоподобные существа – Стеклянный Человек тоже уникален в своем роде. Он помогает Амели увидеть саму себя и позаботиться о самой себе. Эта способность заботиться о себе – цель любой психотерапии и признак достаточной зрелости личности. Такой человек, обычно несчастный в своих детских отношениях с родителями (а детские страдания Амели прекрасно показаны в фильме) в психотерапии (или в жизненном процессе инициаций) наконец-то становится Хорошим Родителем себе самому. Тогда он может помогать другим, не забывая о себе, и заботиться о других без скрытой агрессии.

Получив необходимую помощь, Амели постепенно возвращается из фантазий в реальность и начинает по-настоящему участвовать в своей собственной жизни. Она склеивает фрагменты своего Эго в целостную структуру, как склеивает кусочки выброшенных фотографий в портреты незнакомых людей. Она хочет узнать Тайну, она ищет того, кто за этим стоит (узнать свою Тень, свои скрытые аспекты личности). И наконец, она получает инсайт, происходит узнавание и интеграция ее идентичности – и она становится взрослой женщиной. Теперь, обретя и объединив разрозненные и отщепленные ранее элементы своей психики – свое детство, свою агрессивную и сексуальную Тень, свою мужскую часть – она может проявить иницативу в отношении мужчины (недаром слова «инициация» и «инициатива» так похожи). Все сказки об успешной женской инициации (а бывают и неуспешные, как в «Снегурочке» или в случае родных дочек мачехи) заканчиваются обретением жениха, находит своего мужчину и Амели.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.