суббота, 9 ноября 2019 г.

"Лили Марлен" (1981)

Оригинал взят у dm_bondarenko в "Лили Марлен" (1981)

Кинопоиск

Я только пою песни…

В демократическом обществе есть возможность оставаться в стороне от каких-либо событий и при этом не стать предателем или потерять свою душу. В преступных обществах, вроде нацистского, периодически встает следующий вопрос – на чьей ты стороне? Если ты встанешь на неверную сторону, то ты, с высокой долей вероятности, навсегда получишь клеймо предателя, независимо от причины выбора – колбаса, страх, малодушие и много иных причин.

Молодая певица Вилли живет в Цюрихе и влюблена в молодого швейцарского пианиста еврейского происхождения Роберта Мендельсона. Семья Роберта не одобряет романа их сына с немецкой гражданкой и во время их совместного визита в Германию Вилли не удается попасть обратно в Швейцарию. Оставшись без денег и любимого, Вилли попадает в нацистское кабаре и через некоторое время ей удается записать шлягер – «Лили Марлен»…

Зачем люди идут на сотрудничество с преступными режимами? Большинство идут по банальной причине – ради материальных благ и при этом делают это добровольно. А в годы войны к этому прибавляется еще желание отсидеться в тылу, пока твои соотечественники гибнут за чужие интересы. При этом после войны, скорее всего, попадут под раздачу люди с плакатов, потому что умные пособники режима остаются в тени.
Преступный режим, вместе с войной, вызывает полную деградацию моральных ценностей. Режиссер хорошо изображает плавание Вилли по мутным и зловонным водам шоу-бизнеса Третьего Рейха. При этом в подобных режимах настоящая власть оказывается у моральных уродов, которые не привыкли, что с ними не ложатся в постель. Ведь, как было сказано в «О, счастливчике», границы между Палатой Лордов и Пентовильской тюрьмой весьма призрачны.

На войне могут заключаться самые неожиданные союзы, вчерашние заклятые враги могут стать союзниками, а черное может за секунду стать белым и наоборот. И нередка еще одна ситуация – когда люди начинают «играть на две команды» в надежде обезопасить себя в любом случае. Но в данном случае надо быть особенным хитроумной и циничной тварью, чтобы не нарваться на пулю от своих и чужих.

Также, как и в «Замужестве Марии Браун», режиссер добавил любовную линию – между Вилли и Робертом. Но сможет ли их любовь пережить войну и сможет ли антинацист Роберт сохранить чувства к запятнавшей себя прямым сотрудничеством с нацистами Вилли. Если хотите узнать больше – смотрите «Лили Марлен»!

Райнер Вернер Фассбиндер снял умный и увлекательный фильм о роли выбора и о материальном коллаборационизме в преступном обществе. Рекомендую посмотреть в паре с «Мефисто» и «Добрые и злые».

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало ноября.


6 комментариев:

  1. мне так нравится французская актриса Арлетти. Ее Рамонда из "Северного Отеля" просто убила меня.
    Но потом была любовь к немецкому летчику за которую после войны она на полтора года отправится в тюрьму.
    Французский колаборационизм мне очень интересен. Немцы все таки более понятны. А вот французское не за немцев и не против это загадка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Немцы и французы, можно сказать, братские народы. Вспомните "Жюль и Джим".

      Удалить
    2. ну они наследники государства франков. Но кого больше в этногенезе французов - франков, римлян или галлов я так и не понял.

      Удалить
    3. Не так важно, кто французы по происхождению, а то, что они веками жили рядом с немцами и это не могло не повлиять на обе культуры. Я, например, заметил, что немецкая философия оказывала сильное влияние на французскую культуру.

      Удалить
    4. в любимые нами средние века границы государств были условными. Строго говоря важны были только границы феодальных владений.
      В книге "Чужой на Земле" Ричард Бах назовет Европы чем то типа двора где тамошние народы провели вместе свое детство

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.