Оригинал взят у Вита Калинина в БАССЕЙН (Франция, Италия. 1969)
Кинопоиск
Вот уже 1969-й превращается в 1869-й, каким его видели из 1969-го. Дряхлеют «заграничные фильмы».
По впечатлениям, полученным о «Бассейне» до просмотра, фильм представлялся неясно-магическим, неясно-значительным. С большими знаменитостями. И вот недавно посмотрела. На вилле с бассейном рассеянно проводит время праздная, истомленная сплином компания. Назывался бы фильм «Бассейн, любовь, сок и коньяк» и был бы только про это, то и претензий не было бы. Но он называется «Бассейн» и хочет показать глубокие психологические сложности, темные настроения и инстинкты. А видно только обыкновенных людей с их слабостями. А у многих ли их нет? В общем, магического и значительного не увидела, а столкновения в нем сильно преувеличены.
Между двумя лучшими друзьями в прошлом (теперь за улыбками и непринужденностью они стараются скрыть неприязнь и раздражение) подспудно зреет конфликт, который выливается в садистическую, монотонную сцену утопления. Это кульминация и самая большая ненужность в сюжете, потому что она не уравновешивает раздор, который произошел между ними, даже если к нему прибавить застарелые счеты. Но если не воспринимать убийство в его натуральном значении, а принять как изобразительно-выразительную условность, которая должна показать силу бескомпромиссной вражды, тогда смиримся.
Еще надо смириться с неопределенностью и пассивностью Марианны, которые, видимо, и есть ее самые главные добродетели. Ее, кажется, хотят представить как разумную, положительную, незапятнанную и правильную в этой компании. Именно в ее прозрачно-голубых глазах мы должны увидеть многозначительность, прозорливость, взыскательность, величавое спокойствие и философский подход к происходящему. Приветливая сторонница ясности и мира. Как будто бы.
Но она не очень-то соответствует разумной, положительной и незапятнанной. Благоденствующая под солнцем с отменным любовником Жан-Полем, она, презрев его неудовольствие, с восторгом приглашает и бурно приветствует Гарри, того самого бывшего лучшего друга и своего предыдущего любовника в одном лице, живущего легко и роскошно, но со зловещим презрением к слабакам (как оказалось, и к ним обоим). Не привязанная ни к кому по-настоящему, двусмысленно ведет себя между двумя один лучше другого французами. Вот она готова осадить Жан-Поля. Вот она готова ответить на руки Гарри под ее платьем, но пугается, что могут увидеть, а вот она уже помогает Жан-Полю скрыть следы преступления против Гарри. И еще разное в таком же духе. В Марианне есть несоответствия и бессмысленности подобно тому подсвечнику с зажженными свечами, который стоит жарким солнечным днем на открытой веранде на обеденном столе, вокруг которого она хлопочет. (Например. Ей позвонил человек, который вот-вот приедет сюда, и об этом вполне уместно было бы знать присутствующему третьему. Но… Жан-Поль: Кто звонил? Она: Я ведь тебя не спрашиваю, когда тебе звонят. И через 5 минут: Угадай, кто звонил.) Финал, когда одно ее настроение и намерение сменяется на другое, прямо противоположное, подтверждает, что она вовсе не разборчива, и не избирательна, и не независима.
Гарри до своей последней ночи весел и живет играючи. Но вся его оживленность какая-то притворная, больше ажитация, чем радость жизни. Только в последнюю ночь с него слетает это деланая веселость, и он становится похож на человека, которому есть, о чем сожалеть. Все, что приводит Жан-Поля в мрачное состояние, плюс то, что мы узнаем о Гарри из нелестного рассказа его дочери, просто пустяки в сравнении с расправой над ним.
Жан-Поля сделали самым зловещим. Тем не менее адекватно постоянное человеческое обаяние А.Делона, присутствующее везде и всегда, само по себе, отдельно от порученных его персонажу проделок. Он превосходит здесь всех по резерву актерских возможностей, по способности одухотворять персонаж. В фильме все поступки Жан-Поля согласуются с логикой его характера и поведением Марианны. Пусть он в какие-то моменты слабак и тщеславен, но по отношению к подруге честен и в отношениях, и в момент разрыва, и в финале он тоже последователен. Ну а маниакально настырное, убивание уязвившего его человека просто выдумали и ему приписали продюсеры со сценаристом. Что же ему теперь остается делать. Только нажать на рычаг телефона и заставить Марианну уехать с ним. За ней надо присматривать и увезти подальше от следователя – вдруг она и правда «что-нибудь вспомнит». Мои симпатии на стороне Жан-Поля.
Кинопоиск
Вот уже 1969-й превращается в 1869-й, каким его видели из 1969-го. Дряхлеют «заграничные фильмы».
По впечатлениям, полученным о «Бассейне» до просмотра, фильм представлялся неясно-магическим, неясно-значительным. С большими знаменитостями. И вот недавно посмотрела. На вилле с бассейном рассеянно проводит время праздная, истомленная сплином компания. Назывался бы фильм «Бассейн, любовь, сок и коньяк» и был бы только про это, то и претензий не было бы. Но он называется «Бассейн» и хочет показать глубокие психологические сложности, темные настроения и инстинкты. А видно только обыкновенных людей с их слабостями. А у многих ли их нет? В общем, магического и значительного не увидела, а столкновения в нем сильно преувеличены.
Между двумя лучшими друзьями в прошлом (теперь за улыбками и непринужденностью они стараются скрыть неприязнь и раздражение) подспудно зреет конфликт, который выливается в садистическую, монотонную сцену утопления. Это кульминация и самая большая ненужность в сюжете, потому что она не уравновешивает раздор, который произошел между ними, даже если к нему прибавить застарелые счеты. Но если не воспринимать убийство в его натуральном значении, а принять как изобразительно-выразительную условность, которая должна показать силу бескомпромиссной вражды, тогда смиримся.
Еще надо смириться с неопределенностью и пассивностью Марианны, которые, видимо, и есть ее самые главные добродетели. Ее, кажется, хотят представить как разумную, положительную, незапятнанную и правильную в этой компании. Именно в ее прозрачно-голубых глазах мы должны увидеть многозначительность, прозорливость, взыскательность, величавое спокойствие и философский подход к происходящему. Приветливая сторонница ясности и мира. Как будто бы.
Но она не очень-то соответствует разумной, положительной и незапятнанной. Благоденствующая под солнцем с отменным любовником Жан-Полем, она, презрев его неудовольствие, с восторгом приглашает и бурно приветствует Гарри, того самого бывшего лучшего друга и своего предыдущего любовника в одном лице, живущего легко и роскошно, но со зловещим презрением к слабакам (как оказалось, и к ним обоим). Не привязанная ни к кому по-настоящему, двусмысленно ведет себя между двумя один лучше другого французами. Вот она готова осадить Жан-Поля. Вот она готова ответить на руки Гарри под ее платьем, но пугается, что могут увидеть, а вот она уже помогает Жан-Полю скрыть следы преступления против Гарри. И еще разное в таком же духе. В Марианне есть несоответствия и бессмысленности подобно тому подсвечнику с зажженными свечами, который стоит жарким солнечным днем на открытой веранде на обеденном столе, вокруг которого она хлопочет. (Например. Ей позвонил человек, который вот-вот приедет сюда, и об этом вполне уместно было бы знать присутствующему третьему. Но… Жан-Поль: Кто звонил? Она: Я ведь тебя не спрашиваю, когда тебе звонят. И через 5 минут: Угадай, кто звонил.) Финал, когда одно ее настроение и намерение сменяется на другое, прямо противоположное, подтверждает, что она вовсе не разборчива, и не избирательна, и не независима.
Гарри до своей последней ночи весел и живет играючи. Но вся его оживленность какая-то притворная, больше ажитация, чем радость жизни. Только в последнюю ночь с него слетает это деланая веселость, и он становится похож на человека, которому есть, о чем сожалеть. Все, что приводит Жан-Поля в мрачное состояние, плюс то, что мы узнаем о Гарри из нелестного рассказа его дочери, просто пустяки в сравнении с расправой над ним.
Жан-Поля сделали самым зловещим. Тем не менее адекватно постоянное человеческое обаяние А.Делона, присутствующее везде и всегда, само по себе, отдельно от порученных его персонажу проделок. Он превосходит здесь всех по резерву актерских возможностей, по способности одухотворять персонаж. В фильме все поступки Жан-Поля согласуются с логикой его характера и поведением Марианны. Пусть он в какие-то моменты слабак и тщеславен, но по отношению к подруге честен и в отношениях, и в момент разрыва, и в финале он тоже последователен. Ну а маниакально настырное, убивание уязвившего его человека просто выдумали и ему приписали продюсеры со сценаристом. Что же ему теперь остается делать. Только нажать на рычаг телефона и заставить Марианну уехать с ним. За ней надо присматривать и увезти подальше от следователя – вдруг она и правда «что-нибудь вспомнит». Мои симпатии на стороне Жан-Поля.
это богема. Она такая. Ловят кайф, убивают в порыве зависти и не признаются. Раскольникова там нет.
ОтветитьУдалитьЯ вот не знаю. Делона обвиняли в убийстве то ли его бухгалтера, то ли его водителя. И это было до фильма или после?
Сам смотрел "Бассейн" по Культуре 1 сентября этого года. А после него французскую программу "Ален Делон портрет незнакомца"
И я так понимаю что с этой картины начался Делон-продюсер. С нее начинается его долгое сотрудничество с Жаком Дере (много фильмов включая "Борсалино")
И вот в программе сказали что он специально хотел чтобы играла Роми Шнайдер, кторая почти тогда не снималась. Он как бы перезапустил ее кинокарьеру.
Я только сейчас заметил, что французы часто в своих фильмах, не претендующих на жанр триллера или боевика, убивают кого-нибудь из героев. Годар, например, зачем-то убил своего героя в фильме "Мужское, женское".
Удалитьфатализм
Удалить