понедельник, 4 ноября 2019 г.

"Люди дождя" (1969)

Кинопоиск


Громкое имя, известное всем имя - Френсис Форд Коппола. Но ведь так было не всегда. Кем был Коппола до своего первого триумфа? Как снимал? О чем думал? На эти вопросы отлично отвечает его фильм "Люди дождя", в котором он выступил в роли не только режиссера, но и сценариста. Итак за 3 года до "Крестного отца"...

Сюжет: молодая девушка Натали, проснувшись по утру, готовит мужу завтрак, а потом сбегает куда глаза глядят. Она беременна, но не готова стать матерью. На дороге она подбирает молодого человека, который оказывается слабоумным и ведет себя как ребенок. Что ей с ним делать? Оставить одного? Попытаться помочь? Она и со своими проблемами разобраться не может...

О сюжете. На Кинопоиске в немногочисленных рецензиях Натали считают взрослым ребенком, но я с этим совсем не согласна. Она вполне сформировавшаяся личность, отдающая себе отчет в своих поступках. Она осознанно идет на тот или иной шаг, провоцируя его, разрушая свою зону комфорта, чтобы посмотреть, что из этого получится. Она надеется таким образом найти ответы на свои вопросы. Дети, сбегающие из дома, делают это с определенной целью, повышают свою значимость, но их не заботит никто и ничто кроме себя. Натали же, прежде чем сбежать, готовит мужу завтрак, оставляет ему записку, заезжает к родителям и постоянно звонит домой. Она понимает, что ее родные будут волноваться и пытается минимизировать это. А еще она подспудно осознает, что только они могут ей помочь, поддержать ее, поэтому рассказывает все матери, поэтому так откровенна с мужем, но настоящего отклика от них она не находит, они не могут понять, что ей нужно.


Зачем же тогда понадобился этот побег? Чтобы найти себя, разумеется. Найти свое место в жизни.
Вы родились и растете в окружении любящих родителей, вы не знаете бед этой жизни, вы привыкли, что проживаете день за днем так, как хотите. А потом ваш социальный статус меняется. Вы не задумывались над этим, т.к. не знали, что это такое. Но после свадьбы традиции семейного поведения обрушиваются на вас как дамоклов меч. Общественные нормы и представления о том, как нужно себя вести, если они входят с тобой в диссонанс, давят с такой силой, что ты теряешься, морально медленно погибаешь. Ты пытаешься приспособиться, пытаешься привыкнуть, но у Натали не было на это времени. Ее беременность свалилась на все еще бунтующие чувства свободолюбивой личности, а не на личность, обредшую статус жены. И она зависла в воздухе, стала сама для себя общественным маргиналом, а так как действительно любила мужа и хотела быть для него лучшей, сбежала, чтобы попытаться обрести четкий статус, занять какую-то определенную роль.

Под конец фильма тема, которая весь фильм легким пунктиром шла рука об руку с темой самоопределения, взорвалась феерверком: сцены в вагончике полицейского и те, где Киллер и дочь Гордона подглядывают в окна, высветила проблему семьи и роли женщины в семье. Неустроенность, недозволенность, загнанность в рамки. Причем здесь затронуты права и обязанности не только женщины, но и мужчины (история Гордона).

Джимми или Киллер, как все его называли оказался здесь, с одной стороны, лишь орудием, с помощью которого главной героини преподнесли тяжелый жизненный урок. С другой стороны, в обращении к нему второстепенных персонажей фильма сквозит тема жестокого обращения к больным людям, тема человеческого безразличия и цинизма.


Глобольно у фильма открытый финал. Мы не знаем, что Натали сделает дальше, какое решение примет. Но то, ради чего затевалась эта поездка, вполне завершенная история. Главная героиня получила свой урок, ей выпал шанс посмотреть, чем все закончится, если она не сможет найти себя. Киллер стал проекцией ее нерожденного ребенка, она смогла осознать, с чем ей придется столкнуться, осознать масштаб ответственности, которая на нее упадет, понять, что просто сбежать больше не получится, осознать, какой может быть любовь между ребенком и родителем.

О съемках. Фильм тягуч, для современного зрителя в нем слишком много затянутых пауз. Очень понравились кадры воспоминаний персонажей: короткие, резкие, грубо вставленные в ход сюжета, они как будто прочищают чакры:) Ты за несколько секунд узнаешь историю героя, осознаешь его сущность, характер.


Интересно использована музыка. Ее совсем нет в начале фильма, она появляется только после истории Джимми, потому что Натали находит смысл этой поездки, находит цель, пустота внутри нее начинает заполняться. В конце фильма, в истории Гордона музыка опять исчезает: Гордон - "живой мертвец", он потерял свой смысл и понял это слишком поздно.

Итого. Это было отличное роуд-муви конца 60-х, но еще более ценным этот фильм делает его драматическая составляющая. Вскрывая столько острых тем: институт семьи, поиски себя, отношения к больным людям - Коппола не стремится найти ответы на заданные вопросы, он стремится эти вопросы вынуть из сумрака. Чтобы то, о чем принято молчать, не обращать внимания, забивать в дальние уголки своей души, вышло наружу, чтобы люди поняли, что они не одиноки в своих переживаниях. И тут мы видим все признаки фильмов Нового Голливуда: Коппола пытается изменить мир, проговорить проблему, переписать традиционные устои, которые совсем устарели. Но главное, что фильм и сегодня не теряет актуальности и будет он таковым до тех пор, пока последние люди дождя не заплачут, "ведь когда они плачут, они полностью исчезают".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.