Оригинал взят у s3tr0n в Рецензия на фильм "Апокалипсис сегодня" (Apocalypse Now) 1979
КинопоискВ этом году культовому фильму Френсиса Форда Копполы исполнилось 40 лет и по этому поводу его даже пустили в российских кинотеатрах. Сто девяносто шесть минут режиссёрской версии, отреставрированной для современных кинотеатров, с оригинальной дорожкой и субтитрами. Сто девяносто шесть минут искренней ненависти к войне во Вьетнаме, поданной в форме затяжного роад-муви вдоль ужасающего аттракциона бесконечно прекрасного и цельного произведения. Сто девяносто шесть минут, которые я, наверное, попросту не оценил бы лет пять назад.
На дворе 1969 год. Проводя свои дни в маленьком номере камбоджийского отеля, капитан Бенджамин Уиллард пытается не потерять рассудок в пьяном угаре в ожидании очередного задания. И вскоре он наконец его получает - отправиться вглубь Вьетнама, отыскать и устранить полковника американской армии Уолтера Куртца, который по мнению начальства окончательно сошёл с ума. Уиллард присоединяется к экипажу речного патрульного катера и вместе они следуют вверх по реке навстречу неизвестности и ужасам войны.
При общей простоте, сюжет всецело поглощает зрителя и уводит его на тёмную сторону понимания войны. В формате роад-муви зритель вместе с героями посетит завораживающие экзотические места и встретит массу любопытных личностей. При этом непосредственные стычки с очередным ужасом войны чередуются с переходным этапом, где герои отдыхают, а зрителю даётся возможность осознать увиденное. Такая манера создаёт необходимое настроение и нагнетание атмосферы, в которой каждая новая сцена - это очередная проверка на крепость морали. Бенджамин Уиллард от природы терзаемый сомнениями настраивает себя на выполнение задания раз за разом перечитывая факты из биографии будущей жертвы, пытаясь разобраться в какой момент отличный военный свернул с пути. А вместе с ним и зритель готовится ко встрече с неизбежным, где истина всё равно окажется не такой, как казалось в начале.
Фильм Френсиса Форда Копполы был вдохновлён романом Джозефа Конрада "Сердце Тьмы", в котором европеец Куртц ушёл вглубь Конго и стал для местных жителей неким подобием бога. За ним подрядили лодку, на которой рассказчик продвигается всё глубже в джунгли в поисках Куртца, а между делом постепенно теряет уверенность в цивилизованных ценностях. Над ним всё сильнее тяготеют раскидистые джунгли, где за каждым поворотом поджидает опасность, а каждое живое существо всего лишь пытается выжить и не быть съеденным кем-то покрупнее. Красной нитью выделяется на общем фоне фильма мысль о том, как хрупок один человек перед лицом природы, и лишь осознание этого факта изо дня в день может помочь обрести спокойствие и счастье.
В этом плане очень показательна вроде маленькая, но очень символичная сцена, когда в начале путешествия Шеф отправляется в джунгли за манго. Уиллард не в силах ему помешать и отправляется с ним. Просторными ракурсами зрителю показывают ничтожность маленького человека, идущего среди вековых деревьев и зарослей. Да и появление тигра лишь подчёркивает ту самую опасность за поворотом.
Даже по прошествии 40 лет "Апокалипсис сегодня" это без малого великий фильм, который не достоин ничего, кроме уважения и восхищения. Вам повезёт, если в современных фильмах вы увидите одну-две отличных сцены, которые не только выглядят завораживающе, но и несут смысл и дают пищу для размышлений. "Апокалипсис Сегодня" целиком и полностью состоит из таких сцен - в нём нет ничего лишнего и каждая новая зарисовка о путешествии рассказывает зрителю о чём-то своём. Все они отпечатываются на сетчатке глаза и при должном уровне погружения надолго осядут в памяти. И даже среди всего этого великолепия всегда можно выделить вертолётную атаку на Вьетнамскую деревню под звуки Вагнеровского "Полёта Валькирии", фразу о запахе напалма по утру и пугающую своей пустотой и наполненностью реплику "Чарли не серфят".
Другая сцена, поражающая своей жестокостью и искренностью - когда команда останавливает маленькую рыбацкую лодку с семьёй на борту для проверки. Маленькая девочка дёргается в сторону корзины, где она всего-то прятала щенка, и Тайлер Миллер, державший палец на курке пулемёта, выпускает целую очередь разом истребив всё семейство. Каким-то чудом женщина всё ещё жива и рулевой Шеф хочет отвезти её в ближайший лагерь. Уиллард добивает женщину - у него есть задача, с которой он хочет покончить, и любое промедление смерти подобно. Как же много всего в этой сцене - и отчаянная попытка действовать по учебнику, и отсутствие инициативы наряду с вынужденной необходимостью, и бессмысленная жестокость, которая проявляется в ужасающей проверке кто кого сильнее боится, и физически ощущаемое давление и напряжение между всеми членами команды.
То с каким тщанием перед зрителем формируется образ полковника Куртца, достойно восхищения. На протяжении без малого двух с половиной часов зритель вместе с главным героем знает Куртца только по фотографиям и многочисленным отчётам о жизни этого экстраординарного человека. Мы проникаемся к нему одновременно уважением, восхищением и ненавистью. То есть к моменту, когда герой добирается до цели своего путешествия у нас уже есть сформировавшийся образ, который следом разбивается в дребезги о неожиданную реальность. Именно в этом ощущении разницы сформированного образа и реального человека скрывается завораживающий восторг от финальной части фильма.
В своём финальном монологе Куртц размышляет о тех людях, с которыми он столкнулся. Они оказались сильнее него, но не сильнее физически. Их сила обладала другой природой - это неуёмное желание жить и сражаться за своё право жить, убивая врагов без желания, без страсти, без осуждения. Именно столкновение с этой силой Куртц называет ужасом, а главный герой вторит ему до финальных титров. Весь фильм - это не только поездка по живописным местам Вьетнама, но и увлекательное путешествие Уилларда к пониманию того, как Куртц настолько глубоко проник в истинную реальность войны, что больше не мог её наблюдать без безумия и отчаяния в глазах.
Интересный факт, что когда фильм вышел в 1979 году, актёрскую работу Марлона Брандо, сыгравшего полковника Куртца активно критиковали за мискаст. Ещё сильнее всех бесил только огромный гонорар актёра, который составил 2 миллиона долларов. Фильм на протяжении двух с половиной часов формировал заоблачные ожидания о личности Куртца, а в финале нас ждал лысый фанатик в холщовой рубахе с львиным спокойствием и пространными речами. Однако мне кажется, что Брандо уловил все необходимые интонации и отлично реализовал образ человека, познавшего истину.
Мартин Шин, сыгравший капитана Бенджамина Уилларда это чистая и незамутнённая версия зрителя, которому выдали достаточно высокий уровень доступа, чтобы оказаться в курсе всего и в центре конфликта. Его голос звучит на протяжении всего фильма в качестве рассказчика, поэтому нам позволяют не только восхититься актёрской игрой, но и понять все внутренние переживания героя.
Несмотря на юный возраст, Лоренс Фишбёрн, который сыграл Тайрона Миллера по кличке "Чистый", моментально узнаётся по широкой расщелине между центральных резцов. При своей непосредственности он отыгрывает свою роль рьяно и взапой. С ним даже связаны несколько откровенно забавных сцен, как та, где он заглядывает в окно, где Лэнс общается с девушкой, а та замечает его и спрашивает "А ты кто?". "Я следующий, мэм" - отвечает Миллер, и после нескольких жестоких и вдумчивых сцен эта становится настоящей разрядкой обстановки.
А вот Харрисона Форда, я признал не сразу. Оно и понятно - у него небольшой эпизод в самом начале, где он уверенно спрятался за широкими дужками очков и смотрит на главного героя заискивающе и серьёзно. Речь ведь идёт об убийстве полковника, о котором никто не должен ничего знать - какие уж тут шуточки. Тем не менее на долю секунды у него на лице проскакивает знакомая ухмылка и картинка в моей голове складывается. Очень приятное, надо сказать ощущение.
Саундтрек фильма бесконечно прекрасен и в каждое свое мгновение наполнен невыносимой идеальностью. Начиная с первых же кадров под аккомпанемент "The End" группы Doors картина создаёт настолько выверенное ощущение величие, что игнорировать попросту невозможно. При этом музыка влияет не только на атмосферу и настроение. Это такой же инструмент для солдат не потерять связь с реальностью и не застрять в безумном одиночестве и угнетении.
Не скажу, что я видел много фильмов про Вьетнам, но именно "Апокалипсис сегодня" настолько ярко выделяется среди себе подобных, что игнорировать его сродни преступлению против кинематографа. Картина прекрасна не только как буквально один из лучших фильмов про вьетнамскую войну, но и как одно из лучших кино вообще, потому что оно ступает на территорию, куда другие даже не пытаются соваться. Фильм исследует тёмные уголки человеческой души. Он рассказывает не столько о войне в принципе, сколько о том как война раскрывает те глубины человеческих эмоций, с которыми никогда не хотелось бы сталкиваться лично. Именно за это эмоциональное путешествие и стоит ценить этот фильм.
"Апокалипсис сегодня" это во всех отношениях прекрасное и бесконечно глубокое кино, которое поражает проработанностью каждой мелкой детали, каждой сценой ручной выделки, вставленной не просто так, но для конкретного высказывания, выверенными ракурсами, которые создают адекватное и одновременно паранормальное ощущение отчуждённости от реальности и в тоже время её эссенцией, завораживающей актёрской игрой, где один взгляд или взмах руки может стоить целого монолога на двадцать минут. Это картина в той же степени отвратительная, сколь же и привлекательная - она прекрасна в своей отвратительности и с годами она, как хорошее вино становится только лучше. Вот только вино выдыхается при открытии, а "Апокалипсис сегодня" становится только лучше при каждом новом просмотре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.