Оригинал взят у a_fainshtein в «Аничков мост» Натальи Кудряшовой (из фильма «Петербург. Только по любви»)
КинопоискЧто проведать? Предчувствие медлит с ответом.
Пусть стоят на мосту бесконечного дня,
где не вовсе потупилась пред человеком,
хоть четырежды сломлена воля коня.
...
Чужестранец, ревнитель пера и блокнота,
записал о дворце, что прекрасен дворец.
Утаим от него, что заботливый кто-то
драгоценность унёс и оставил ларец.
Белла Ахмадулина
Уставшая женщина-экскурсовод равнодушно рассказывает о достопримечательностях Петербурга. Экскурсанты равнодушно слушают, скоро обед, они проголодались. Автобус попал в пробку недалеко от Аничкова моста. На мосту водитель решил не останавливаться, но в толпе туристов всегда найдётся энтузиаст с блокнотом, который записывает за экскурсоводом, хочет всё знать, ничего не пропустить, и экскурсовод высаживает туристов, рассказывает обычную версию замысла Клодта: человек обуздал коня, победил стихию. И вдруг высокий смуглый человек, похожий на индейца, говорит, что всё было наоборот: надо обходить скульптуры в обратном порядке, и тогда видно, что наоборот — стихия победила человека, это притча, грозное предупреждение тем, кто хочет обуздать стихию.
Экскурсовод возражает: посмотрите, последний конь подкован, а индеец говорит, что это разные кони, они даже разных пород, экскурсовод горячится: по первоначальному замыслу кони вообще не должны были стоять на мосту, а индеец говорит: нам не дано знать замысел творца. Тут в разговор вступает турист с блокнотом, у него своя трактовка: человек, перешедший мост, видит, как стихия (конь) побеждает человека и благодарит Бога, что сумел победить стихию (перейти реку), скульптуры Клодта — благодарность Богу. Экскурсовод не комментирует эту версию и уже собирается увести туристов, но слово опять берёт индеец, он хочет сказать экскурсоводу что-то ещё: «Ты была неравнодушна, история текла через тебя, а потом любовь ушла из твоего сердца, и ты видишь только буквы. Но буквы лживы. Услышь этот город, услышь его снова, он хочет, чтобы ты снова была живой». Женщина задумывается, не имея, что ответить. И опять ей не удаётся посадить группу в автобус, раздаются шаги подбегающей девочки: ей кажется, что члены коней похожи на человеческие лица, что-то похожее она прочитала в путеводителе и вот — убедилась. Экскурсовод начинает хохотать, туристы наконец бегут в автобус.
Прекрасная притча о том, что каждый видит в произведении искусства что-то своё, что замысел Творца нам неизвестен, что искусство губят не вольные трактовки — его губит равнодушие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.