Оригинал взят у iriska_spb в Романтический миничеллендж-2018 №4 и про "Таню". Послесловие
Кинопоиск
Пьесу я знала, не особенно любила, хотя видела и очень хорошую театральную актрису Алису Фрейндлих в театре Ленсовета и слышала радиоспектакль с великой (как говорят) Бабановой. пьеса была про то, как "жила-была девочка Таня, была она дура-дурой, потом жизнь ее сильно долбанула и стала она умная и даже как-то где-то героическая".
А тут (внезапно!) "Таня" А. Эфроса. Исключительно из уважения к Анатолию Эфросу решила посмотреть. Сказать, что была очарована и потрясена, значит ничего не сказать, хотя можно просто сказать "Эфрос - гений" и удалиться гордо и молча.
Как это делает Эфрос (рвет ли он Нолана как тузик грелку, не скажу, и лет немало прошло, и технические средства, доступные Нолану, Эфросу и не снились), как он делает из очень знаменитой (1000 раз на театрах ставленной, но как-то уже хм... устаревшей пьесы о женщине, занявшей правильное место в обществе строителей коммунизма), но делает он фантасмагорический шедевр. очень режиссерское кино. Хотя актеры прекрасны, как прекрасно Эфрос подбирает типажи-маски - и Гафта (не люблю я этого старого козла с его "девственницами в наготе") тут же он еще молодой козел и роль Германа для него, и Наталью Архангельскую - ее Шаманова слишком хороша для Германа Гафта и удивительно славного Николая Волкова-младшего Игнатова. (а еще и Леонид Броневой - только год назад были "17 мгновений весны", все замашки группенфюрера при нем, а до "Формулы любви" еще 10 лет, и всю жизнь играющая одну роль Лия Ахеджакова, и трогательный Юрий Богатырев). И действительно потрясающая Ольга Яковлева (лучшее детище и любимая актриса Эфроса), в этом очевидно режиссерском кино она делает то, что нужно режиссеру, и делает это просто блистательно. все актеры делают то и так, как нужно режиссеру. И как только это начинаешь понимать (а начинаешь достаточно быстро), странный пазл из великолепных крупных планов и мизансцен, чудес монтажа и волшебства кадров, из смятения времен и переплетения судеб, из флешбеков и фантазий складывается в прекрасную картину, где юная Таня, истерическая и инфантильная на грани безумия, и Таня прекрасно взрослая, но удивительно легкая - все тот же характер, цельный и странный, вокруг которого кружатся все остальные персонажи.
Я понимаю, что и как делает Нолан, но Эфрос (боюсь, что опять получатся у меня отчаянные выкрики и бессвязные телодвижения)... как умеют эти руки... эти звуки... из какой-то деревяшки... из каких-то грубых жил... пальцы злы, смычок остер, музыкант, соорудивший из души моей костер... только и могла (мысленно!) восклицать.
Как-то читала, что Арбузову тему пьесы
подсказали отношения с первой женой (Таней, кстати). Она как раз "растворилась в нем", а он как-то не понял и не принял такой преданности. И написал пьесу о том, как женщина становится собой, отказавшись от "растворения в мужчине". С Таней Арбузов развелся. А ее дальнейшая судьба очень интересна: она вышла замуж за Паустовского, причем это была очень большая и взаимная любовь. Видимо, она была счастлива - для реальной Тани эта история закончилась хорошо.
Мне, не заставшей ни 1937-го, ни 1947-го годов, но сумевшей пожить во времена "развитого социализма", выросшей на "Понедельнике, который начинается в субботу", было так очевидно, что работать интересно и уж точно интереснее, чем развлекаться. Конечно, какая девушка не мечтает о любви в 17 лет! (пора пришла, она влюбилась... как писал Наше все) но все же "первым делом, первым делом самолеты, ну а мальчики, а мальчики... потом". Учиться, состояться в профессии. И мне очень повезло в жизни - у меня была очень интересная работа и отличные сослуживцы. а для развлечения мы выпускали стенгазету, в которой я рисовала и заголовок и иллюстрации, а называлась она не "За передовую магию" а - "Время", потому что разрабатывали Системы единого времени для наземного обеспечения космических полетов.
Кинопоиск
Пьесу я знала, не особенно любила, хотя видела и очень хорошую театральную актрису Алису Фрейндлих в театре Ленсовета и слышала радиоспектакль с великой (как говорят) Бабановой. пьеса была про то, как "жила-была девочка Таня, была она дура-дурой, потом жизнь ее сильно долбанула и стала она умная и даже как-то где-то героическая".
А тут (внезапно!) "Таня" А. Эфроса. Исключительно из уважения к Анатолию Эфросу решила посмотреть. Сказать, что была очарована и потрясена, значит ничего не сказать, хотя можно просто сказать "Эфрос - гений" и удалиться гордо и молча.
Как это делает Эфрос (рвет ли он Нолана как тузик грелку, не скажу, и лет немало прошло, и технические средства, доступные Нолану, Эфросу и не снились), как он делает из очень знаменитой (1000 раз на театрах ставленной, но как-то уже хм... устаревшей пьесы о женщине, занявшей правильное место в обществе строителей коммунизма), но делает он фантасмагорический шедевр. очень режиссерское кино. Хотя актеры прекрасны, как прекрасно Эфрос подбирает типажи-маски - и Гафта (не люблю я этого старого козла с его "девственницами в наготе") тут же он еще молодой козел и роль Германа для него, и Наталью Архангельскую - ее Шаманова слишком хороша для Германа Гафта и удивительно славного Николая Волкова-младшего Игнатова. (а еще и Леонид Броневой - только год назад были "17 мгновений весны", все замашки группенфюрера при нем, а до "Формулы любви" еще 10 лет, и всю жизнь играющая одну роль Лия Ахеджакова, и трогательный Юрий Богатырев). И действительно потрясающая Ольга Яковлева (лучшее детище и любимая актриса Эфроса), в этом очевидно режиссерском кино она делает то, что нужно режиссеру, и делает это просто блистательно. все актеры делают то и так, как нужно режиссеру. И как только это начинаешь понимать (а начинаешь достаточно быстро), странный пазл из великолепных крупных планов и мизансцен, чудес монтажа и волшебства кадров, из смятения времен и переплетения судеб, из флешбеков и фантазий складывается в прекрасную картину, где юная Таня, истерическая и инфантильная на грани безумия, и Таня прекрасно взрослая, но удивительно легкая - все тот же характер, цельный и странный, вокруг которого кружатся все остальные персонажи.
Я понимаю, что и как делает Нолан, но Эфрос (боюсь, что опять получатся у меня отчаянные выкрики и бессвязные телодвижения)... как умеют эти руки... эти звуки... из какой-то деревяшки... из каких-то грубых жил... пальцы злы, смычок остер, музыкант, соорудивший из души моей костер... только и могла (мысленно!) восклицать.
Как-то читала, что Арбузову тему пьесы
подсказали отношения с первой женой (Таней, кстати). Она как раз "растворилась в нем", а он как-то не понял и не принял такой преданности. И написал пьесу о том, как женщина становится собой, отказавшись от "растворения в мужчине". С Таней Арбузов развелся. А ее дальнейшая судьба очень интересна: она вышла замуж за Паустовского, причем это была очень большая и взаимная любовь. Видимо, она была счастлива - для реальной Тани эта история закончилась хорошо.
Мне, не заставшей ни 1937-го, ни 1947-го годов, но сумевшей пожить во времена "развитого социализма", выросшей на "Понедельнике, который начинается в субботу", было так очевидно, что работать интересно и уж точно интереснее, чем развлекаться. Конечно, какая девушка не мечтает о любви в 17 лет! (пора пришла, она влюбилась... как писал Наше все) но все же "первым делом, первым делом самолеты, ну а мальчики, а мальчики... потом". Учиться, состояться в профессии. И мне очень повезло в жизни - у меня была очень интересная работа и отличные сослуживцы. а для развлечения мы выпускали стенгазету, в которой я рисовала и заголовок и иллюстрации, а называлась она не "За передовую магию" а - "Время", потому что разрабатывали Системы единого времени для наземного обеспечения космических полетов.
И как-то совсем неожиданно обнаружилось, что времена изменились. Как-то вдруг образовалось некоторое количество богатых и очень богатых (и иногда даже интересных) мужчин, и это количество хлынуло на неокрепшие умы и прекрасные тела юных дев, посчитавших "вот оно - счастье!". Заблуждение из серии мужских фантазий о двое-трое-и т.д.-женстве (когда даже нехитрая арифметика показывает, что если кому-то достанется по четыре, то остальные трое останутся ни с чем). Ибо количество даже просто богатых (и относительно интересных) мужчин все же меньше количества юных дев с прекрасными телами. а остальным придется самим как-то в жизни устраиваться.
И... сюрприз! старая пьеса о становлении личности в нашу эпоху первичного накопления капитала вновь оказывается актуальной. в начале 2000-х ее снова ставят в Москве в Молодежном театре, причем самую первую, (1938-го года, которую играла легендарная Бабанова) редакцию, которую Арбузов потом, в 1947-м, переработал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.