четверг, 13 сентября 2018 г.

"После любви" (2012)

Оригинал взят у Елена Путятина в "После любви" À perdre la raison (2012)

Кинопоиск

Бельгийка с красивым именем Женевьев Лермитт совершила страшное преступление, ужас которого человеческий ум не в силах постичь. По ее словам, на него ее толкнул развод с мужем, после которого она осталась одна с пятью детьми и чувствовала себя "отчаявшейся, словно попала в ловушку". Что кроме шока может испытать человек, узнав, что мать хладнокровно убила своих детей? Ненормальная! Чудовище! Убийца! Именно эти слова первыми и единственными приходят на ум, когда сталкиваешься с подобным. Но молодой и талантливый режиссер, соотечественник и последователь братьев Дарденнов, горячий поклонник Михаэля Ханеке, решил разобраться с причинами, которые толкнули эту женщину на подобный поступок. Ведь обвинить, а потом линчевать - это то, в чем толпа всегда едина. А понять мотивы, чтобы, может быть, вовремя помочь и таким образом избежать повторения трагедии - для этого надо найти в себе силы, отринуть образ "врага" и увидеть просто человека.

Мунир (Тахар Рахим) - приемный сын одинокого бельгийского доктора, которого тот еще ребенком вывез из Марокко. И хотя мальчик давно уже превратился во взрослого мужчину, он все еще чувствует какую-то неуверенность, как будто до сих пор не освободился от унизительного чувства второсортности эмигранта. Постоянный взгляд собаки, желающей угадать настроение хозяина, и немой вопрос: "А можно ли? А правильно ли я поступаю? А что на это скажет доктор Пинье?" Перед доктором Мунир испытывает неоплаченное чувство долга, как будто обязан ему самим фактом своего существования. По настоянию приемного родителя он выбирает себе профессию, соглашается работать вместе с ним и жить под одной крышей. Хорошо еще, что жену он выбирает самостоятельно. Но и тут доктор вносит "ложку дегтя" - мол, разница культур, религий.

Избранница Мунира Мюриэль (Эмили Деккьен) - молода, красива, умна, работает учительницей. Такая может стать хорошей женой, матерью, хозяйкой. Вот только ее не спросили, а она и подумать не успела - чего же она сама хочет? Рождение детей (а они появляются с пугающей регулярностью) сильно меняет жизнь Мюриэль. Ей приходится отказаться от учительства - но разве же это жертва? Даже если и так, то это ради самой благородной цели на свете - материнства. На разговоры, досуг или просто побыть вместе времени не хватает. Заняться любовью надо "по-быстренькому" - пока доктор не вернулся или дети не проснулись. А их уже трое - прекрасных, курчавых ангелочков. Пора бы родителям остановиться и немного отдышаться. Но вот досада - все девочки. Какой же ты настоящий мужчина, если не родил сына? И Мунир успешно доказывает свою мужественность - в семье появляется долгожданный мальчик.

Казалось бы, счастливое семейство. В таких случаях говорят - им бы жить и радоваться. Но вот как тут радоваться, когда у тебя нет ничего личного, кроме разве что детей? Семья живет в доме доктора, который тот сам любезно предложил - мол, зачем ему одному так много места? Доктор оплачивает все расходы - надо же помочь молодым стать на ноги. Он занимается детьми - повезло, у них есть дедушка. Мунир все время проводит со своим покровителем - и на работе и дома. Это они становятся настоящей семейной парой, а Мюриэль остается довольствоваться участью роженицы, няньки, кухарки и уборщицы. Она пытается поговорить с мужем, предлагает уехать к нему на родину - лишь бы освободиться от навязчивой "доброты" доктора Пинье. Но Мунир боится сделать собственный выбор, сказать "нет" покровительству и власти Андре.

Интересный персонаж этот доктор Пинье. Он как "серый кардинал" при слабом и безвольном монархе управляет государством под названием "семья". В исполнении Нильса Ареструпа, на счету которого немало ролей злодеев, доктор Пинье при всем своем внешнем спокойствии выглядит весьма зловеще. О нем практически ничего не известно. Он закрыт, но при этом очень раним. Не будучи способным выстраивать собственные отношения, он как бы покупает себе семью, оплачивает не одинокую старость. Благие намерения... "Надо поосторожнее с добротой", - предупреждает Хоаким Лафосс.

А что же Мюриэль? Она, как сомнабула, движется по дому, машинально подбирая разбросанные вещи, игрушки, салфетки, смертельно уставшая от жизни, замученная бытом и психологическим вакуумом. Протяни ей хоть кто-нибудь руку помощи, попытайся понять, поддержать, выслушать - и я уверена, трагедии можно было бы избежать. Но каждый следующий ребенок закабаляет ее, утверждая мужчин в своей власти над ней. И обезумевшая женщина мстит, как умеет - она отнимает у мужчин то самое дорогое, ради чего они ее терпели.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.