вторник, 4 сентября 2018 г.

"Богиня: как я полюбила" (2004)

Оригинал (отредактированный) взят у Анна Лелик в Одинок всегда и никогда

Кинопоиск


Человек катастрофически одинок. Всегда. По сути. Чтобы избежать этого он выстраивает различные связи: социальные, интимные, дружеские. И тогда есть возможность одиноким себя не чувствовать. Но испытывать одиночество и быть одиноким - не всегда одно и то же. Иногда мы одиночества ищем, но скорее для того, чтобы остаться наедине с собой, отдохнуть от суеты, от людей и от себя ненастоящего. Такое одиночество душеполезно, и обычно очень страдают те люди, которые не умеют выдерживать себя оставаясь наедине с собой, скинув маски и одежды. Я не о том одиночестве сейчас. Сколько бы у человека не было друзей, детей, братьев и сестер, пусть живы и здоровы его родители, рядом верный и любимый человек - приходит момент когда становится очевидным, что бытийно мы все одиноки и беззащитны. Хорошо бы, чтобы удалось это понять и пережить в свое время, хотя сегодняшний мир предлагает все возможные и невозможные средства, чтобы этого состояния избегать, не видеть, игнорировать. Тем больнее бывает крах иллюзий, тем неподготовленнее остается к этому святому моменту человек.

Человек познавший однажды всю глубину отчаяния своей одинокости, начинает особенно ценить простые вещи.

Фильм Ренаты Литвиновой "Богиня, как я полюбила" - об этом. Каждый герой в этом фильме глубоко одинок. Многие ругают Ренату за ее нарочито непонятный стиль, а мне кажется, что не понимать это нужно, а просто пережить. Бетонные стены, серый асфальт, краска которая давно потрескалась и облезла, старая мебель, дряхлые оконные рамы, и пустота на улицах - все словно кричит о том, как беспомощен человек, как временен этот мир, не стоит привыкать к нему, это вовсе не отчий дом. Главная героиня следователь - с милым и трогательным именем Фаня. Она беззащитна, мужественна и крайне одинока: у нее есть только мама, которая является ей во снах, коллега по работе и сумасшедший влюбленный. Есть те, кому она помогает, расследуя дело о пропаже девочки. Принимая ванную она купает книги, и весь фильм ей никак не удается поесть суп. Суп это отдельная тема. Суп это элемент домашности, семейности и заботы. Сколько раз Фаня закажет его в столовой у дома и сколько раз не сможет донести ложку ко рту. Согревается она коньяком, чем весьма похожа на героев Ремарка - вечно одиноких с рюмкой водки или кальвадоса.


Фильм этот нельзя смотреть логически и аналитически. Это равносильно тому, чтобы читать, включив логику "Алису в стране чудес" или проверять на предмет достоверности существование маленького Принца. Фильм метафора, оголяющий одинокость человека, но вместе с тем успокаивающий, дающий мужество. Я долго думала об этом парадоксе. Человек одинок, но если кто-то понял его, разделил его переживания одиночества, то тем самым сделал его менее одиноким хотя бы на мгновение в бесконечности. Когда смотрю этот фильм, становится легче дышать - в мире есть единомышленники и те, кто тебя понял, даже тебя не зная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.