понедельник, 24 сентября 2018 г.

"Свидетель" (1969)

Оригинал взят у Ljudmilla Ternikova в (без темы)
 
 
"Пощадите, я совершенный дурак!"
"Новый венгерский апельсин - маленький, более желтый, более кислый, но наш!"
"Подозрительно то, что не подозрительно. - Я не подозрительный, но я же не агент. - Откуда вы знаете? - А что вы думаете, что я агент? - Всё возможно."
"Жизнь - не торт со сливками!".
"Всё, что я люблю в себе, так это скромность".
"Международное положение всё усугубляется!"
"Поплачете вы еще по мне! - Могу поклясться, что я этого не сделаю."

Больше тридцати лет тому назад посмотрела в нашем институтском киноклубе сатирическую комедию венгерского режиссера Петера Бачо "Свидетель", 1969г. В прокат он тогда не вышел, фильм мне понравился и запомнился своим "венгерским апельсином", время от времени я его вспоминала. Сегодня на глаза попалась заметка о том, что с конца 80-х символом национально-консервативных сил Венгрии стал тот самый "венгерский апельсин", но что-то там в заметке было явно искажено и тогда я все-таки решила отыскать этот фильм и посмотреть. В сети он нашелся в очень неплохом качестве и даже с приемлемым закадровым переводом.

Действие фильма происходит в 50-х годах, Йожеф Пеликан - многодетный отец, небольшого ума, но вполне честный человек, правоверный коммунист с антифашистским прошлым, работает сторожем на дамбе. Как-то раз, делая очередной обход, столкнулся с браконьером, который удил рыбу без разрешения, оказалось, что это министр Золтан Даниэль, с которым в военное время он был знаком, мало того - укрывал его от фашистов у себя в подвале. После того, как Золтан свалился в воду, а Йожеф его вытащил и привел домой обсушиться и обогреться, начинаются злоключения Пеликана - путь от случайного свидетеля рыбалки до главного свидетеля обвинения. Каждое его новое назначение по воле работника безопасности на всё более высокие должности неизменно заканчивается в тюрьме, но судьба его бережет и в итоге он все-таки оказывается на свободе.

Несмотря на тематику, фильм смотрится очень хорошо, снят он безо всякой такой звериной серьезности, что не только не умаляет его достоинств, но идет явно на пользу, благодаря этому он не выглядит устаревшим. Подзабыла я уже слегка венгерский кинематограф, а он на самом деле был очень хорош, жаль, что в последнее время не попадается венгерских фильмов и я не знаю, каковы они сейчас.

В заключение в фильме цитируется известное высказывание Маркса (правда, там речь шла о "Разговорах" Лукиана, в которых он высмеивал греческих богов):
"Зачем так движется история? Затем, чтобы человечество, смеясь, расставалось со своим прошлым."
К сожалению, человечество не делает этого, оно слишком серьезно.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.