Оригинал взят у richteur в Береги свою косынку, Татьяна / Pidä huivista kiinni, Tatjana, 1994
КинопоискЧудной фильм о русско-финских взаимоотношениях в любимой Каурисмяки стилистике 70-х годов: зализанные волосы, гигантские воротники рубашек, необъяснимая тяга к бесцельным путешествиям. Двое главных героев — аддикты. Флегматичный портной постоянно забрасывает на изнаночную плоскость головы кофейный напиток — иначе в нем просыпается Зверь. Его спутник — бывший рокер и автомеханик, он Rauschtrinker: пьет, чтобы жить; как только перестанет пить — перестанет жить. Герои — не друзья и не товарищи, а просто попутчики; молчаливо сбежали от тяготившей их повседневности: один от деспотичной мамы, другой от уголовного преследования. Эти два мужика бессмысленно колесили по Финляндии на «Волге», слушая старинные бодрые песни, когда вдруг встретили сломавшийся советский туристический автобус: оттуда вышли две русские женщины средних лет и попросили подбросить их до Хельсинки. Так завязывается главная интрига этого шикарного «тупосюжетного» road movie: переспят разнополые герои — или таки нет.
Дамы, как и подобает, более рациональны и активны нежели мужичонки, но тоже смотрятся как-то потерянно, непонятна цель их визита в республику Суоми, при том, что одна из них постоянно честит своих визави «финскими дураками» и «балдами» за их нерешительность. Бедолаги, однако, от этого напора только сильнее трусят и уходят в привычные зависимости. Но механик смог выйти из этого порочного круга, следуя за Татьяной, как-то все же более близкой финскому сердцу, оттого что она полуэстонка. А разница между русской энергичностью и агрессивностью — и финно-угорской робостью и замкнутостью не оставила несчастному портному шанса изменить свою жизнь — впрочем, может, и спасла от множества бед и разочарований.
Эта коротенькая картина — как и все произведения режиссера — сопряжена с мрачноватым размышлением о стремительно меняющемся мире и непредсказуемости будущего. Фабула фильма — спекулятивный эпизод из прошлого, наглядно иллюстрирующий, что природа (социум) не терпит пустоты: мужчины пока еще хозяева положения, но настолько запутались в жизни, что готовы отдать всю инициативу решительному и расчетливому прекрасному полу. У женщин не получается принять подачу с первого раза, но в будущем они, несомненно себя покажут (почти во всех поздних фильмах Каурисмяки женщины благополучнее мужчин).
С моей точки зрения, «Татьяна» - не шедевр, но нормальное, лаконичное и непретенциозное авторское кино на любителя. Лично я — любитель: нравятся мне каурисмяковские безучастные и эмоционально обделенные персонажи, нехитрые простонародные декорации, аскетические сюжеты и юмор, тонкий настолько, что кажется толстым троллингом. Но также и понимаю, почему большинство зрителей, посмотрев сей фильм, сочтут, что в их отношении была нарушена Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Этот фильм напоминает продолжение фильма Джармуша "Ночь на Земле", рецензия на который была опубликована вчера. Фильмы Каурисмяки и Джармуша очень близки по стилю.
ОтветитьУдалить