суббота, 15 сентября 2018 г.

"Человеческие ресурсы" (1999)

Оригинал взят у byegoretta в Человеческие ресурсы / Ressources humaines (Франция),1999 год. реж. Лоран Канте

Кинопоиск

«Человеческие ресурсы» - полнометражный дебют широко известного ныне французского режиссера Лорана Канте. В данной ленте он представил предельно реалистичный взгляд на социальный мир современного западного человека. За ширмой казалось бы обычной истории об одной забастовке автор попытался раскрыть тему социальной зависимости человека от занимаемой им должности и шире от той социальной роли, которую он играет в обществе. Исходя из этого, по Канте, существование личности представляет собой либо топтание на месте, либо постоянное перемещение по раз и навсегда заготовленному маршруту. Не придумывая ничего нового в стиле, Канте рассказывает хорошо продуманную историю, которая обладает какой-то внутренней притягательностью, и, судя по всему, это связано с тем, что многие зрители фильма или их родственники переживали нечто подобное.

Действуя в рамках производственной драмы, режиссер населяет мир фильма очень точными персонажами, их мотивировки предельно понятны и не требуют долгого разъяснения. Главный герой Франк истинно ненавидит мир его родного провинциального городка, хотя до поры до времени не показывает этого. Он всегда страдал он изначальной предопределенности, от невозможности в корне изменить свою жизнь, да и жизнь совей семьи. В этом и состоит сила описываемой киноленты. Рассказывая о среднем заводе и его работниках, режиссер проводит перед глазами зрителя «механических» людей, заведенных как рабочие станки. Выбор Франка здесь очевиден, он слишком образован, чтобы не дрогнуть в нужной ситуации. И, тем не менее, автор не идеализирует героя, он показывает его сомневающимся до последнего момента. Но рано или поздно одна песчинка со дна моря «человеческих ресурсов» может заговорить, хоть и оставшись при этом все той же песчинкой.

Боссы в этой картине вовсе не беспощадные эксплуататоры, а всего лишь такие же марионетки, только в галстуках. Возможно, именно это видит главный герой, поэтому и бросает им вызов. Ничего трагичного в фильме в принципе не происходит. Старенький отец итак должен был скоро уйти на пенсию, в его увольнение нет ничего удивительного. Сын устроиться на другую работу, займет свое «место». Завод продолжит штамповать продукцию. Канте оставляет открытым финал, но почему-то не верится, что герои картины получат обещанное увеличение зарплат и сокращение увольнений. Поэтому, время для бунта это краткий миг между прошлым и будущим, когда человек еще в состоянии рискнуть, действовать в соответствии со своими принципами, когда он еще не превратился в алюминиевую болванку или в кусок дерьма.

Артисты фильма очень хороши. Главный актер Jalil Lespert на редкость подходит по типажу, он одновременно наивен и раскован, умен и в какой-то мере глуп. Второй план также удачен, особенно Jean-Claude Vallod в роли отца и Danielle Mélador в роли лидера профсоюза. Отмечу, что режиссер не предлагает проводить забастовки как выход из ситуации несправедливости, он констатирует тот факт, что борьба – это возможно и агония, но без нее не обойтись. «Человеческие ресурсы» - экзистенциальная драма об оковах, связывающих человека, но в то же время обеспечивающих его жизнь.

Данная лента рифмуется с последующей картиной Канте «Тайм-Аут». Только там герой старше и время его бунта прошло, осталось только взять вынужденный тайм-аут на полпути. Не исключено, что именно так будет выглядеть герой «Ресурсов» через 15 лет. В последующих своих лентах автор немного отойдет от «корпоративной тематики», но останется верен четким социальным комментариям. В итоге все картины Канте очень тонко говорят о приспособлении, о готовности опустить руки, и в то же время, о социальной борьбе и борьбе внутри отдельно взятого человека. Примириться с действительностью, но остаться думающей личностью - возможно единственный выход из ситуации.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.