воскресенье, 11 февраля 2018 г.

"Квадрат" (2017)

Оригинал взят у mr_henry_m в Фильм-не-фильм и старая новая надежда

Кинопоиск

«Квадрат» оставляет в растерянном недоумении на протяжении всех двух с половиной часов. В подобном состоянии пребывает и главный герой картины, занимающий должность куратора музея современного искусства и, кажется, совершенно в нём не разбирающийся. Да и какое там к чёрту искусство, когда жизнь бьёт ключом – тусовки, пресс-конференции, интервью, новые подружки, крутые тачки и полные карманы денег. Рубен Эстлунд демонстрирует нам довольно точную и действительно актуальную картину жизни современного человека, с его амбивалентным отношением к миру и полной утратой взаимопонимания с себе подобными. На протяжении фильма Кристиан пытается привлечь внимание к новой выставке музея, главным экспонатом которой является пресловутый «Квадрат» – вделанный в плитку светящийся прямоугольник, призванный сделать людей равными и заботящимися друг о друге в рамках своих четырёх сторон. Блестящая концепция совершенно бессмысленного произведения, не имеющего ничего общего с жизнью. Приверженцы так называемого «искусства» рассуждают о сложных и непонятных идеях по объединению людей, которые должны помогать своим собратьям в реалиях современного равнодушного мира. Эти благородные разглагольствования особенно прекрасны, когда вокруг Кристиана каждый день ползают по асфальту нищие, умоляя об одной единственной кроне, а у него, видите ли, нет наличных.

Но винить его почти невозможно. Потому что он, как и почти все вокруг, словно перестал понимать, что происходит и как вообще можно реагировать на слова чужих людей, которые кажутся странными и бесполезными. Полная утрата контакта, ориентиров и моральных принципов, а вместо этого – масса длинных и пустых разговоров с неловкими паузами. Очень забавно, что фильм о современном искусстве являет собой нагляднейший символ этого же самого искусства – вернее того, что нам пытаются выдать за него. «Квадрат» изобилует остроумными и едкими замечаниями в адрес элитной европейской тусовки, члены которой постоянно оказываются в идиотских ситуациях, происходящих буквально на ровном месте из-за феноменального страха перед другими людьми, неумения объясниться и сделать всё по-человечески. При этом складывается впечатление, что затяжные статичные планы, как бы призванные фиксировать реальность с предельной точностью, отдают тем же самым безразличием и непониманием того, что происходит. В фильме много разговоров, много узнаваемых и интересно разыгранных ситуаций, но нет ощущения, что режиссёр создал цельное и конкретное высказывание на конкретную тему. Скорее – понадеялся на многозначительность пауз и длинных планов, из которых зритель что-нибудь да извлечёт. Вот и получается, что кино – нескучное, забавное, местами даже красивое – но ровно ни о чём. И, по-моему, это совершенно в духе той реальности, в которой мы все сегодня живём, и того кино, каким оно, вероятно, станет в ближайшем будущем.


Оригинал взят у lev_56 в Тонкая грань (о фильме «Квадрат» Рубена Эстлунда, 2017 год)

Основным конкурентом «Нелюбви» Звягинцева в номинации «Оскар» за «Лучший иностранный фильм» является шведский «Квадрат» Эстлунда, уже получивший главные европейские призы в прошлом году.

Честно скажу, не просто писать о фильме, где не три притопа и два прихлопа. Но так как я пишу не рецензию, а отклик, мне легче. Просто поделюсь своими первыми впечатлениями. Собственно, так обычно я и делаю.

Сразу скажу, что я не увидел в «Квадрате» никакой комедии, особой сатиры или пародии. А тот вроде абсурд, с который постоянно сталкиваешься на протяжении двух с половиной часов просмотра фильма, это и есть абсурд нашей жизни. То есть потеря смыслов. Это главная проблема современного человека. А еще потеря доверия и коммуникации. Потому так хочется зайти в квадрат, хочется, чтобы тебе помогли, чтобы было кому довериться, кто не обманет, кому можешь помочь ты сам. Возможно, этот квадрат и станет тем островком смысла, которого всем нам так сегодня не хватает.

Квадрат – это инсталляция, выставленная в музее современного искусства, куратором которого работает главный герой. «Квадрат, как прибежище доверия и неравнодушия, внутри него у нас у всех равные права и обязанности» - так гласит подпись к экспонату. Это, собственно, и есть основополагающая метафора фильма. Фильма о тонкой грани между цивилизацией и варварством, культурой и дикостью. Между современным искусством и не искусством. Между смыслом и бессмыслицей. Между человеком и зверем. Между бедными и богатыми. Между пиаром, рекламой и безответственной провокацией. Между милосердием и публичной благотворительностью, смелым заявлением и обыкновенным поступком, доверием и ложью, сексом и технологией.

Казалось бы не новая идея, старая догадка о хрупкости наших представлений о себе, получающая постоянное подтверждение в повседневной жизни. Но «Квадрат» - это еще своего рода фильм-социальный эксперимент. Эксперимент над самим собой. Самотестирование. Эксперимент и философское размышление одновременно. Фильм ничего не бичует, а предлагает задуматься. Длинное, но не тягучее кино. И хотя и кажется, что в нем слишком много всего намешано разного, но это только на первый взгляд. Все взаимосвязано. Так что, почему бы не потерпеть, досмотреть до конца и подумать?

В общем, «Квадрат» - замечательное, художественное высказывание о смыслах жизни. Интеллектуальное европейское кино, построенное на нюансах и деталях. Эстетически безукоризненное, отлично снятое и прекрасно сыгранное. Наслаждайтесь.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.