Оригинал взят у beauty_spirit в Необычный день/ Una giornata particolare/ 1977, Этторе Скола
Кинопоиск
«Дело не в том, что я против фашизма - дело в том, что фашизм против меня»(С)
Камерный фильм, все действие которого развивается в пределах одного многоквартирного дома (массовое строительство в Италии Муссолини), а большую части времени количество героев сводится всего к двум - Он и Она. Сейчас, когда «фашизм» превратилось в основное оскорбление политических противников (иногда заслуженно, иногда – нет) и общее обвинение (типа "вот такой ты нехороший человек"), странно смотреть кино, где слово лишено негативных коннотаций и наполнено исключительно позитивом. Ведь в 1938 году (время действия фильма) «фашизм» вызывает у среднего итальянца ассоциации не с зондеркомандами и сожженными селами, а с тупым животным счастьем, единение нации и разговорами про возрождение Римской Империи. «Он завещал похоронить себя в черной рубашке». Есть еще один фильм, который так же честно показывал такое же животное самодовольное счастье 30-х – это «Кабаре» Боба Фосса. Сцена, где белокурый мальчик поет песню про то, что завтра принадлежит им. И столько непоколебимой уверенности, оптимизма и утверждения себя в этом коллективном пении, что когда уже после все стали бить себя в грудь, говоря о том, что с самого начала чувствовали – что-то тут не так, то в это не просто поверить. Тут весь фильм такой – счастливые лица людей, уверенных в том, что им принадлежит завтра и они в этом завтра будут (а кого не будет, то и хер бы с ними, и даже если этот триумф воли станет для кого-то последним, то и хер с ними тоже). Счастливая фашистская семья собирается на парад в честь приезда Гитлера в Рим. На протяжении всего фильма из радиоточки звуковым фоном идет передача, которая может вынести мозг любому – радостные голоса дикторов, речи ораторов, военные марши… Не идет на парад только Антонетта (героиня Лорен), которая очень любит дуче и верит каждому его слову, включая уверения о том, что женщина не может быть равна мужчине и вообще ее место на кухне. Вот собрав свое многочисленное семейство, Антонетта остается – на кухне, хлопотать по хозяйству.
Когда у нее вылетает из клетки домашний скворец, она идет ловить его к соседу, который тоже внезапно остался дома (Мастрояни). Кажется, этот скворец стал для него единственной причиной, чтобы не застрелиться в тот необычный день. Сосед – бывший ведущий на радио, уволенный с работы, судя по рассказу консьержки (потрясающий типаж и потрясающая роль второго плана – женщина-сама-себе-дуче на вечной вахте) за что-то нехорошее (на самом деле из-за того, что он гей, как мы узнаем позднее), умник и оппозиционер, разумеется. Вся оставшаяся часть фильма про то, как в жизни Антонетты входит мелкий червячок. Сомнение – условие, делающее невозможным любое счастье. Так может никакого счастья то и не было?
Несколько стадий принятия новой для себя информации – отрицание, обвинение противоположной стороны («Вы вечно всем недовольны! Вам лишь бы все критиковать! Вот правильно вас выгнали с радио! Правильно предупреждали меня на счет Вас!»), смирение и пробуждение. Кого из них больше жалко в этой ситуации? Его, заведомого маргинала, прошедшего через унижение и увольнение? Или ее – несчастную женщину, нашедшую себя в иллюзиях о какой-то там великой стране и дуче, а затем грубо вытащенную из этого иллюзорного мира? Наверное, все-таки ее. Его ждет высылка на Сардинию в финале, но ему больше нечего скрывать и нечего терять – он хотя бы свободен. А ее ждет еще долгих семь лет притворства, лицемерия и игры на публику. Это страшнее. И они почти бессознательно тянутся друг к другу – два одиночества, два несчастных изгоя в атмосфере всеобщего единения и счастья. Странно, но одна из самых чувственных сцен в кино – сцена любви домохозяйки в облезшем халате (Лорен, конечно, сложно испортить, она в любом наряде - королева, но авторы хорошо постарались в этом направлении) и стареющего гея. И без всяких военных ужасов и обличений фашизма – чувство блевоты от коллективного счастья, исключающего всех, кто не укладывается в эти рамки.
Кинопоиск
«Дело не в том, что я против фашизма - дело в том, что фашизм против меня»(С)
Камерный фильм, все действие которого развивается в пределах одного многоквартирного дома (массовое строительство в Италии Муссолини), а большую части времени количество героев сводится всего к двум - Он и Она. Сейчас, когда «фашизм» превратилось в основное оскорбление политических противников (иногда заслуженно, иногда – нет) и общее обвинение (типа "вот такой ты нехороший человек"), странно смотреть кино, где слово лишено негативных коннотаций и наполнено исключительно позитивом. Ведь в 1938 году (время действия фильма) «фашизм» вызывает у среднего итальянца ассоциации не с зондеркомандами и сожженными селами, а с тупым животным счастьем, единение нации и разговорами про возрождение Римской Империи. «Он завещал похоронить себя в черной рубашке». Есть еще один фильм, который так же честно показывал такое же животное самодовольное счастье 30-х – это «Кабаре» Боба Фосса. Сцена, где белокурый мальчик поет песню про то, что завтра принадлежит им. И столько непоколебимой уверенности, оптимизма и утверждения себя в этом коллективном пении, что когда уже после все стали бить себя в грудь, говоря о том, что с самого начала чувствовали – что-то тут не так, то в это не просто поверить. Тут весь фильм такой – счастливые лица людей, уверенных в том, что им принадлежит завтра и они в этом завтра будут (а кого не будет, то и хер бы с ними, и даже если этот триумф воли станет для кого-то последним, то и хер с ними тоже). Счастливая фашистская семья собирается на парад в честь приезда Гитлера в Рим. На протяжении всего фильма из радиоточки звуковым фоном идет передача, которая может вынести мозг любому – радостные голоса дикторов, речи ораторов, военные марши… Не идет на парад только Антонетта (героиня Лорен), которая очень любит дуче и верит каждому его слову, включая уверения о том, что женщина не может быть равна мужчине и вообще ее место на кухне. Вот собрав свое многочисленное семейство, Антонетта остается – на кухне, хлопотать по хозяйству.
Когда у нее вылетает из клетки домашний скворец, она идет ловить его к соседу, который тоже внезапно остался дома (Мастрояни). Кажется, этот скворец стал для него единственной причиной, чтобы не застрелиться в тот необычный день. Сосед – бывший ведущий на радио, уволенный с работы, судя по рассказу консьержки (потрясающий типаж и потрясающая роль второго плана – женщина-сама-себе-дуче на вечной вахте) за что-то нехорошее (на самом деле из-за того, что он гей, как мы узнаем позднее), умник и оппозиционер, разумеется. Вся оставшаяся часть фильма про то, как в жизни Антонетты входит мелкий червячок. Сомнение – условие, делающее невозможным любое счастье. Так может никакого счастья то и не было?
Несколько стадий принятия новой для себя информации – отрицание, обвинение противоположной стороны («Вы вечно всем недовольны! Вам лишь бы все критиковать! Вот правильно вас выгнали с радио! Правильно предупреждали меня на счет Вас!»), смирение и пробуждение. Кого из них больше жалко в этой ситуации? Его, заведомого маргинала, прошедшего через унижение и увольнение? Или ее – несчастную женщину, нашедшую себя в иллюзиях о какой-то там великой стране и дуче, а затем грубо вытащенную из этого иллюзорного мира? Наверное, все-таки ее. Его ждет высылка на Сардинию в финале, но ему больше нечего скрывать и нечего терять – он хотя бы свободен. А ее ждет еще долгих семь лет притворства, лицемерия и игры на публику. Это страшнее. И они почти бессознательно тянутся друг к другу – два одиночества, два несчастных изгоя в атмосфере всеобщего единения и счастья. Странно, но одна из самых чувственных сцен в кино – сцена любви домохозяйки в облезшем халате (Лорен, конечно, сложно испортить, она в любом наряде - королева, но авторы хорошо постарались в этом направлении) и стареющего гея. И без всяких военных ужасов и обличений фашизма – чувство блевоты от коллективного счастья, исключающего всех, кто не укладывается в эти рамки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.