воскресенье, 18 февраля 2018 г.

"Двойник" (2013)

Оригинал взят у iowrus в Двойник / The Double (2013) Ричард Айоади

Кинопоиск

«Двойник» всегда казался мне относительной неудачей Достоевского, но даже не самые выдающиеся творения великого русского писателя оставили заметный след в истории мировой литературы. Причудливый сюжет и ходульная метафоричность скрашивались ощущением зыбкости реальности. Эффект погружение читателя в мир полусна-полусумасшествия найдёт позже множество последователей среди писателей. Психологизм Фёдора Михайловича здесь не достигает тех вершин, с которыми мы столкнёмся в лучших его романах. Данная повесть наряду с «Бедными людьми» видится мне лишь этапом в развитии идеи «маленького человека», однако к желанию экранизировать это произведение следует отнестись с пониманием. Материала там как раз на полнометражный фильм, а Достоевский, граничащий с Кафкой – хорошее поле для эксперимента. В книге есть множество эффектных моментов, легко переносимых на экран без серьёзных потерь. Получилось ли на таком фундаменте у британского режиссёра с непроизносимой фамилией состряпать приличное кино? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.

Начнём с того, что работа Ричарда Айоади базируется не только на русской книге, ему помогал писать сценарий Эви Корин, брат Хармони Корина. Конечно, мы должны с вами понимать, что режиссёр заимствовал у Достоевского, в первую очередь, базовые очертания сюжета и настроение. Деталями своё детище британец разукрасил сам.

«The Double» начинается со сцены в пустом вагоне метро, где главного героя сгоняют с нагретого сиденья со словами: «Ты сидишь на моём месте». Тот уступает, а потом долго не может выйти из поезда, ожидая, пока в него погрузят какие-то вещи. На выходе дверью зажимает портфель и забугорная версия Голядкина, Саймон Джеймс, остаётся без документов. Джесси Айзенберг удачно вписывается в роль лоха, но с первого же эпизода становится ясно, что об изобилии тонких психологических нюансов нам придётся забыть. Режиссёрский стиль выдержан в духе кафкианского ситкома. В этой мрачноватой комедии абсурда, конечно, ключевая фигура – это главный герой. Всё действие выстраивается вокруг того, чтобы показать все тягости существования маленького человека. Здесь Айоади кое-что всё-таки удаётся. Невыносимо смотреть на то, как у Саймона ничего в жизни не выходит. Его постоянно шпыняют, хотя, говоря объективно, он этого не заслуживает. В отличие от стремительно теряющего рассудок Голядкина, Саймон, напротив, кажется единственным вменяемым человеком в мире умалишённых. Он вызывает сочувствие. Конечно, зрителю приходится неловко за главного героя, когда он никак не может решиться даже на то, чтобы познакомиться с Ханой (Миа Васиковска), девушкой, в которую он тайно влюблён. Он настолько жалок, что даже не может дать отпор злобной официантке.

С появлением в компании нового работника маленький мир Саймона Джеймса коллапсирует. Вот беда, но Джеймс Саймон (именно так зовут коллегу) – точная его копия. Впрочем, этого сходства никто не замечает. Новичок хоть и не отличим внешне от нашего героя, но люди воспринимают его совершенно иначе. Он со всеми быстро находит общий язык. Парень пользуется большой популярность, в том числе и у девушек. Тут стоит заметить, что подобный контраст несколько гипертрофирован. Айзенберг в образе Двойника всё же вяловат. Он совершенно не тянет на роль мачо. Причина успешности Джеймса от нас ускользает. Близнецы, конечно, быстро сходятся, и Саймон вскоре попадает в зависимое положение, но опустим подробности.

«Двойник» насквозь пропитан гротеском, иногда неуместным. Юмор хромает на обе ноги. Иногда кажется, что все режиссёрские находки, которыми Айоади пытается оживить действие – это выстрелы в «молоко». «The Double» - откровенно угловатая картина, которую можно поставить в один ряд скорее уж с мейнстримными антиутопиями и киберпанком не первой свежести, а не с «Процессом» Орсона Уэллса. Версия «Двойника» Достоевского для самых маленьких, кажется, является маркетинговым промахом. Толком не понятно, для кого создавали это кино? К примеру, новый фильм Денни Вильнёва, «Враг», снятый на схожую тему, это концептуальный монстр. Форма, жанровость и философское содержание сплетены в такой крепкий узел, что он по умолчанию отсекает широкую аудиторию. Кому же предназначался «Двойник»? Поклонникам Достоевского и любителям арт-хауса «The Double» покажется рафинированным и глупым. Ну, а юные фанаты Нолана не оценят камерность действия, сводящегося к лав-стори, и если они, спотыкаясь о шутки над героем-неудачником, таки дойдут до финала, то их там не ждёт ничего, кроме разочарования. В рамках попсового арт-хауса в за последние пару лет вышло несколько неплохих фильмов. Например, «Her» или «Frances Ha» - гораздо более живые вещицы, а карикатурный и условный мир Ричарда Айоади вряд ли найдёт отклик в сердцах зрителей. «Двойник» - крепкая, но далеко не обязательная к просмотру безделушка.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.