пятница, 9 февраля 2018 г.

"Что-то в воздухе" (2012)

Оригинал взят у missfitzgerald в "Что-то в воздухе" Оливье Ассайаса. Бунтари без причины.

Кинопоиск

«Что-то в воздухе» что-то совсем не зацепил. Не знаю, в чем причина. Может в момент просмотра у меня не было того самого анархического состояния духа, которым пропитано кино. Как оказалось, фильм посвящен бурной молодости режиссера Оливье Ассайаса. И это мое первое знакомство с его творчеством. Конечно, надо было «Что-то в воздухе» перевести как «После мая». Именно так все это дело звучит по-французски. Было бы куда правильнее, ибо фильм наглядно демонстрирует, к чему пришла французская молодежь после революционного мая 1968.

Фильм начинается определенно за здравие, когда кудрявый молодой человек днем вырезает на школьной парте значок анархии, а вечером участвует в полицейских погромах с коктейлем Молотова в руках и с кучей листовок анархистского толка в рюкзаке. Бодренькое начало куда-то испаряется, и кино скатывается к откровенному занудству, когда два часа тянутся медленно, кадр за кадром повторяя показанное ранее. Возможно, от этого фильма я ожидала некоего образа и подобия «Мечтателей» Бертолуччи, которых люблю бесконечно. В принципе, тематика вполне схожая: секс, кино, революция. Со скидкой на то, что в «Мечтателях» было больше кино и секса, а революция проявлялась лишь бюстиком Мао на столе, антивоенными разговорами плавающих в ванне трех юных обнаженных созданий и спонтанным выступлением с коктейлем Молотова под Эдит Пиаф ближе к финальным титрам. Здесь же сплошная революционная борьба, выполненная в документальной стилистике, когда кажется, будто режиссер в замочную скважину подслушивает и подглядывает за тем, как закалялась сталь. Диалоги нарочито кратки, конкретны, больше отсылают к агиткам, чем к живому человеческому общению. Когда же речь идет не о политике, герои предпочитают молча смотреть в камеру отсутствующим взглядом. Фильм лишен каких-либо чувств, эмоций, страстей. Молодые актеры играют без энтузиазма. Как-то все спонтанно, хаотично, не по делу получается. У режиссера кино сводится к анархистским граффити, листовкам и плакатам. Просто документальная хроника студенческих волнений.

Личная драма главного героя по имени Жиль показана скомкано. За два часа экранного времени ей уделено в совокупности минут десять, в которые впихнуты две барышни. С одной из них он спал, катался на велосипеде и дарил свои картины. С другой тоже спал, ехал в поезде и рисовал обнаженной. Кстати, по уровню дамской обнаженки «Что-то в воздухе» не уступает тем же «Мечтателям»: барышни раздеваются много и зачастую не по делу. Душевные мытарства главного героя как-то не особенно впечатляют и в принципе оставляют равнодушным. Ну да: раздавал газеты, участвовал в акциях, беседовал с отцом о комиссаре Мегрэ, метался между двумя барышнями, рисовал картины, печатался в журнальчике, нашел себя в кино. Такое вот житие-бытие. И все это размазано на два часа. Хотя можно было сделать более лаконично и динамично, ведь поле для режиссерских воспоминаний и экспериментов просто огромное.

Понравились разве что акварели главного героя. И красивая длинноволосая девушка в белой блузке на фоне солнечных бликов и полевых цветов…
 

7 комментариев:

  1. Здравствуйте,
    У меня тоже есть отзыв на этот фильм Ассаяса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы можете оставить здесь ссылку. Жаль, что я не заметил этого раньше. Разместил бы Вашу рецензию вместе с этой. Но не всегда удается отследить такие вещи.

      Удалить
    2. Я сам нашел ссылку:

      https://dm-bondarenko.livejournal.com/33177.html

      Что касается "Общества спектакля" Дебора, то я пытался читать, но бросил. Причина та же, по которой я бросил читать "Симулякры и симуляции" Бодрийяра. Оба верят в существование объективной социальной реальности, которую кто-то пытается исказить. Это картезианство чистой воды, а оно к социальным явлением не применимо. Европейская цивилизация была построена на мифе о пришествии человека-Бога, его распятии и воскрешении. То, что картезианцы называют "объективной реальностью", для христиан реальность сатаны.

      Удалить
    3. Ссылка почему-то неактивная. Вот активная ссылка:

      https://dm-bondarenko.livejournal.com/33177.html

      Удалить
    4. У Ассаяса есть отличный фильм о времени его юности (https://www.kinopoisk.ru/film/kholodnaya-voda-1994-21395/).

      Вообще, мне кажется, что Ассаяс - один из самых интересных современных французских режиссеров. Я даже в Австрии в отпуске купил книгу об Ассаясе и книгу Ассаяса:
      https://www.amazon.com/Post-May-Adolescence-Letter-Debord-Austrian/dp/390164444X/ref=sr_1_4?s=books&ie=UTF8&qid=1518164414&sr=1-4&keywords=olivier+assayas

      https://www.amazon.com/Olivier-Assayas-Austrian-Museum-Books/dp/3901644431/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1518164414&sr=1-1&keywords=olivier+assayas

      Удалить
    5. Я отфильтровал Ваши посты по тэгу "Ассайас" и вижу, что этот режиссер Вами изучен досконально.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.