пятница, 14 мая 2021 г.

"Звездный путь" (1966)

Оригинал взят у Vanajana Ji в (без темы)
Впервые я встретился с ним где-то в 2017-м. Тогда я в основном смотрел Голливуд 20-ти послевоенных лет и о сериалах даже не думал. Но Зведный Путь поразил мое сознание как удар фазерной батареи. Я вдруг понял, что сериал может быть произведением искусства. Он может обладать важнейшим для произведения искусства признаком - быть культурным явлением. У меня было твердое убеждение, что сериалы - это такая милая, приятная и может быть даже занятная продукция, которая эксплуатирует темы, до этого заданные полнометражным кино. Обычно так и есть. Здесь же я увидел мир, ранее не существовавший в кинематографе. 

Как прилежный ученик я начал просмотр с первого пилотного эпизода. Хотя начинать можно было с любого. Везде были бы Федерация, Звездный Флот и Спок. Строго говоря, любой сериал, где каждая серия отдельная история как бы включает в себя мир постоянный (мир главных героев) и миры временные (миры ситуаций). Миры эпизодов Зведного Пути могут быть какими угодно - грандиозными, увлекательными и даже пугающими. Они включают в себя параллельные миры, перемещения во времени, причудливые организмы, небиологичекие формы жизни (эдакие Джинны ибн Ифриты), планетарные антиутопии. Но все это так или иначе уже было в фольклоре, литературе или даже в каком-нибудь сериале типа "Сумеречная Зона". 

А вот мир, из которого прибыл Интерпрайс, оригинален и уникален. У меня сложилось представление, что это первый мир выдуманного будущего, где земляне и инопланетные цивилизации создали одно общее государство. Мир, где разум победил биологию. И живое воплощение это идеи Спок. Если бы его не было, возможно проект так и закончился бы на первой пилотной серии. Кому нужна история, как бравые земные парни (читай WASP) наводят порядок в Галактике? Но мы видим вулканца в составе экипажа и понимаем, что мир будущего это и правда Мир, а не Война. Не контакт по принципу - контакт, есть контакт, получи удар молнией. И даже не "мы с тобою одной крови", а мы разной крови, но одного разума. Если использовать английскую терминологию Extraterrestrial не есть Alien. Инопланетянин не значит Чужак. И Дальний Космос больше не пугает. И ромуляне вызывают сочувствие. И даже клингоны не безнадежны. Галактическая Республика из "Звездных войн" уже будет следовать этому принципу.

2 комментария:

  1. если несложно, не могли бы вы назвать любимые эпизоды Звездного Пути. Интересно что в нем вам ближе.
    Мои любимые "The Concience of King", "Mirror. Mirror", "The Doomsdayn Machine", "Way to Eden"
    А "Space Seed" и "The City on The Enge of Forever" наверное бессмысленно называть любимыми. Это такие явления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Последний раз я пересматривал пару лет назад и уже не помню конкретные серии.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.