понедельник, 17 мая 2021 г.

"Усадьба Хауардс-Энд" (1991)



Айвори сделал классический фильм-роман из прошлой эпохи (начало 20-го века, поствикторианская Англия, первые автомобили, эмансипация). Экранизация романа Форстера 1910 года, не высокая классика, но и не дамская мелодрама – ровно посередине. И фильм четко придерживается той же средней линии. Реконструкция эпохи качественная, дорогая, гладкая, как на парадном портрете. Роман об отношениях двух семейств из разных социальных слоев – очень богатого и просто богатого. Две женщины – их представители, эпоха уходящая (аристократическая) и эпоха наступающая (демократическая). 

Редгрейв играет реликт прошлого, еще довикторианской земельной артистократии, она хозяйка поместья Говардз Энд (осталось ей по наследству от предков и брата, погибшего в Индии и бездетного). Ее семья – муж и дети – деловые люди, они уже относятся к поместью как к недвижимости, источнику дохода, сдают в аренду. А для нее это родной дом. Актриса прекрасно передает нарастающее отстранение от современности, неприятие и даже выпадение (монологи во время застолий, с долгими паузами и неловкостью у окружающих). И вместе с тем, есть в ней что-то от ведьмы, она не понимает настоящего, но предчувствует будущее, чует горячую кровь. Потому и хватается за случайную знакомую молодую женщину Маргарет Шлегель и даже завещает поместье ей. 

Маргарет (Эмма Томпсон) самая живая, обаятельная, витальная из персонажей романа. Не знаю, может быть в книге и есть в ней хищное начало - «охотница за состояниями», но в фильме актриса топит этот мотив в море женского обаяния и непосредственности, нет в ней расчета. Очень богатое семейство как раз расчетливо, бездушно и склочно, волю матери не собираются исполнять. Но приходится в конце концов. Все происходит само собой и это поднимает историю, рассказанную в фильме, на высокую степень обобщения. Семья пытается сопротивляться ходу времени, но стечение обстоятельств неуклонно ведет к финалу, поместье перейдет к новым людям. Просто богатое семейство значительно человечнее, душевнее и теплее. Кроме старшей сестры Маргарет есть еще младшая взбалмошная Хелен и брат-студент. 

Есть в романе и третья социальная группа – совсем небогатая семья, самое дно общества (простой народ находится вообще за пределами общества, это бедные, но все же господа, а не слуги). Эта семья в фильме служит главным образом поставщиком случайностей, движущих сюжет в заданном направлении. Жена – просто комедийная фигура, рыжая-похотливая-глупая киска. Муж - персонаж более интересный (третий по яркости и значимости персонаж романа после двух женщин, идеалист-неудачник), но сыгран схематично и робко или намеренно отодвинут режиссером в тень. Но именно его кровь побеждает, именно его незаконнорожденный сын и оказывается в конце концов наследником поместья (Маргарет завещает его племяннику). Младенец бежит по лугам, по которым в начале фильма ходила старуха, и пока еще ничего об этом не знает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.