воскресенье, 31 января 2021 г.

"Последнее королевство" (2015)

В предвкушении нового сезона «Игры престолов» мне попался новый сериал от ВВС – этакий разогрев перед концертом звёзд. Зрелище обещало быть скромнее визуально и проще драматургически, эконом-вариант фэнтези о Средних веках. Зверства и оргии – намёками, декорации без размаха, количество персонажей не напрягает. 

На первый взгляд так оно и есть. Главный герой – сакс Утред (Александр Дреймон), мальчиком попадает в плен к данам. Ярл Рагнар растит раба вместе со своими детьми и считает сыном. Недруг Рагнара расправляется с его семьёй, сваливая вину на Утреда. Таким образом, молодой полуязычник - полухристианин, полусакс - полудан вынужден искать новый дом и сильных покровителей. Даны хотят убить предателя, саксы считают Утреда неуправляемым безбожником. Утред отправляется в Уэссекс, где встречается с королём Альфредом и начинается совсем другая история. 

Можно не волноваться за главных героев – это вам не «Игра престолов», хотя с второстепенными авторы расправляются на раз. Особенно не везёт женщинам красавчика Утреда. 

Александр Дреймон – актёр, который гарантированно пришьёт к экрану всех женщин, имеющих глаза. В начале я смотрела расслаблено: любовалась варварскими боями и улыбками Утреда. Ловкий Утред гарцевал на коне в пышном и громоздком костюме дана, орудовал тяжёлым мечом, занимался сексом в смягчённой британской телевизионной манере. 

Но с каждой серией фигура Альфреда становилась значительнее, к концу первого сезона Альфред и Утред – равновеликие персонажи. Ненавязчиво авторы намекают, что главный конфликт сериала – не война между саксами и данами, а битва за души: борьба между язычеством и христианством. Субтильный мозгляк Альфред окружён священниками, изрядную часть дня он посвящает молитве. Этот хилый язвенник не на шутку благочестив и требует того же от приближённых. Христианство в сериале не выглядит соблазнительно. Королевский дворец Альфреда – мрачное место, чёрные рясы попов, их невежество и жадность, молитвы и молитвы, нарождающаяся нетерпимость. По сравнению с этим, весёлое язычество данов – как глоток свежего воздуха. И всё же, медленно, но верно Альфред гнёт свою линию: приближает к себе лучших священников, учится компромиссам и терпимости. Альфред строит «христианство с человеческим лицом», всячески продвигая его преимущества и личным примером сглаживая недостатки. В общем, сама не знаю как, а к финалу этот задохлик Альфред (Дэвид Доусон) стал интереснее роскошного самца Утреда. Да что там, вспыльчивый невежа Утред начинает раздражать – как бы он не выставлялся Избранным, стратегом, тактиком и храбрецом. 

Я даже отважилась на беспрецедентный шаг – достала «Рождение Британии» Черчилля и прочитала главы, посвящённые Альфреду Великому. (При моей аллергии на нон-фикшн – это чуть не единственная книга, которую я почитываю местами). Я окончательно прониклась фигурой Альфреда, изошла завистью. Вот у нас были Иван Великий (чокнутый упырь) и Пётр Великий (кровавый гений), но Альфред – совсем другой. Одно дело быть диктатором огромной страны, другое – строить своё королевство на чёстном слове (данов), на грани уничтожения, идя на жертвы и компромиссы. Альфред следовал духу, а не букве христианства – милосердие не было при нём пустым звуком. Раз за разом приучал он диких данов к честным поступкам, крестил, прощал, спасал (а они нарушали договоры и опустошали Англию). И таки добился! Не истребления – сосуществования, не столько принуждением – сколько гибкостью. Это я понимаю Величие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.