Оригинал взят у delerje в «Две женщины» (2014)
Я сейчас буду хвалить режиссера фильма «Две женщины» Веру Глаголеву. Во-первых, потому, что очень ее люблю, она невероятно нежная, талантливая, трепетная актриса и превосходный режиссер со своим видением темы. Во-вторых, того, кто с такой деликатностью подходит к экранизации произведения Ивана Тургенева, которое, мягко скажем, не совсем предназначено для этих целей, еще следует поискать. В-третьих, у нее получился чумовой, атмосферный фильм. Хотя мне как филологу следовало бы подобрать другой эпитет вместо «чумового», я остаюсь при своем мнении – фильм чумовой, лучше его не назовешь. Он словно пронизан солнечными лучами. Я не знаю, чья в этом заслуга: режиссера или оператора. Но я готова была бы просто наблюдать красоты природы полтора часа, даже без персонажей – настолько все выверено, красиво, чувственно и вкусно. Даже когда идет ливень, кажется, что светит солнце. Пшеничные поля, трава по пояс, старинный парк, терраса с низкой балюстрадой и плетеная мебель на ней, крыльцо, залитое дождем, оранжерея с яркой зеленью, резная беседка, пруд с ряской, блюдечко с медом, в котором копошатся осы, – и невероятная музыка. За саундтрек, которым наслаждаешься полтора часа, следует поблагодарить Сергея Баневича. Музыка тут полноправный участник действия. Итак, перед нами экранизация пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Повествование о том, как поначалу счастливая семья вдруг становится несчастной с появлением в их тесном мирке нового учителя русской словесности – молодого студента Беляева. Причем устоявшийся быт разваливается просто на глазах и за считанные дни. Хозяйка дома Наталья влюбляется в студента, неровно дышит к красивому мальчику и ее воспитанница Верочка. Защищая честь Натальи, ставит свое счастье под удар друг семьи Михаил Ракитин. Подозревая жену в измене, страдает хозяин дома Аркадий. Переживая за сына, пьет сердечные капли его матушка. И все это на фоне старинной усадьбы, где просто все обязаны быть счастливыми.
Актеры – это отдельная песня! Совершенно невероятный Рэйф Файнс в роли Ракитина – с грустной улыбкой, мягкий, безответно влюбленный в жену друга, мудрый и жертвующий собой, своей любовью, смыслом своего существования. Измененный до неузнаваемости Александр Балуев в роли Аркадия. Увалень-помещик, который не читает модных романов, зато посвящает себя всего усовершенствованию поместья. Обаяшечка Сергей Юшкевич в роли доктора Шпигельского – пройдохи, который за тройку лошадей готов сосватать молоденькую девушку за соседа-старика. Анна Леванова, играющая Верочку, которая в свои 17 лет еще не осознает своих чувств и мгновенно взрослеет, когда благодетельница жестоко открывает ей глаза. Наконец, Анна Астраханцева, изображающая Наталью Петровну – еще молодую женщину, которой мало обожания старинного друга, а хочется большего – уйти от рутины, надоевшего быта, испытать всплеск эмоций, проверить свои женские чары на мальчике-учителе. Ну, и виновник «торжества» - Алексей Николаевич Беляев, которого неумело и как-то неуверенно сыграл Никита Волков. Видно, что это человек из XXI века, а не из XIX. Это единственный прокол фильма, но его можно перенести.
Короче, таких фильмов сейчас не делают. Это какая-то удивительная история, заблудившаяся в десятилетиях. Я бы поверила, что такой фильм появился в 80-х годах прошлого века, но никак не сейчас – в эпоху спецэффектов, 3d и всяких прочих новшеств. У Бунина есть один рассказ, который называется «Легкое дыхание». Так вот, говоря о фильме «Две женщины», хочется отметить, что у этой картины тоже легкое дыхание.
Добро пожаловать в сообщество СИНЕМАТЕКА.
ОтветитьУдалить