четверг, 7 января 2021 г.

"Солист" (2009)



В современном мире столько взаимонепонимания, что, когда кому-нибудь удаётся пробиться сквозь стену глухого безразличия, это кажется настоящим чудом. 

Как всякую историю, основанную на реальных событиях, американо-европейский фильм можно упрекнуть в известной композиционной аморфности, что отнюдь не мешает ему быть предельно точным в нравственных оценках. Наверное, трудно встретить человека, хоть однажды в своей жизни не столкнувшегося с принципиальной невозможностью направить чужую судьбу, заставить другого жить в соответствии с нашими представлениями о его благе. А насколько это соблазнительно – исполнить для ближнего роль всемогущего спасающего Бога! 

Грустная судьба талантливого виолончелиста, чья карьера прервалась вследствие его психического заболевания, становится для авторов фильма поводом поразмышлять на тему того, как сложно порой бывает помочь кому-то, остро нуждающемуся в нашем участии. Не очень адекватно воспринимающий окружающий мир в силу неустойчивого душевного состояния Натаниэль (Джейми Фокс) напоминает беспомощного, но капризного ребёнка, не желающего беспрекословно подчиняться неожиданно свалившемуся на его голову благодетелю. 
 

Модный журналист Стив Лопес (Роберт Дауни-младший), для которого бездомный музыкант поначалу служит просто выигрышным сюжетом для очередного репортажа, постепенно проникается сочувствием к персонажу своей удачной статьи. Неумение строить человеческие отношения (чему свидетельством его развалившийся брак и препирательства с бывшей женой по поводу того, кто должен позвонить их сыну) скоро заводит Стива в тупик. Он никак не может понять, почему его благие и абсолютно правильные, казалось бы, намерения не приводят к желаемому результату. Поначалу он не в состоянии уловить, что решение бытовых проблем не может примирить с уродливым миром чувствительную душу человека, пытающегося своей музыкой заглушить и облагородить какофонию бесчеловечного города Ангелов. Подобно набоковскому Лужину, Натаниэль теряет контакт с внешним миром, витая среди образов своего сознания. Его бессвязный монолог давно привычного к одиночеству изгоя увлекает его вслед за причудливым течением мыслей и ощущений. Неожиданный благодетель воспринимается им как стихийное и необъяснимое явление, сродни вольному полёту птиц над автостоянкой или воспоминанию о пылающем автомобиле, проехавшем за его окном в детстве. Стив обладает в его глазах не большей, но и не меньшей реальностью, нежели его давний и верный друг Людвиг ван Бетховен, у подножия памятнику которому он устраивает свой персональный концертный зал. Но Натаниэль ни за что не хочет подчиняться требованиям своего покровителя: ночевать в приюте, лечиться у психиатра, принимать лекарства. 


История, которая едва не оборачивается трагедией, когда Натаниэль слишком буйно отстаивает свою независимость, заканчивается хорошо. Не преуспевший в собственных семейных отношениях, Стив, в конце концов, осознаёт, что его подопечному требуется не суровый и непререкаемый Бог, а внимательный и терпеливый друг. Удачливый журналист находит в себе силы не перекраивать судьбу другого по мерке собственных представлений, а просто оказаться рядом, когда в нём нуждаются. Металлический блеск в глазах Стива, отлично знающего, как жить ему самому и всем окружающим, сменяется сначала искренним замешательством перед упорством Натаниэля в отстаивании собственной свободы, а потом и восхищением перед стойкостью этой хрупкой души, оказавшейся не в состоянии противостоять жестокости мира, но не отрекшейся от голоса прекрасного. Благодаря тактичной настойчивости Стиву удаётся вытянуть Натаниэля из его одиночества. Этот уникальный духовный опыт помогает и ему самому разглядеть любящих его людей. 

Пожалуй, подобный сюжет не отличается оригинальностью, но, если бы люди умели быть внимательны друг к другу, им не нужно было бы об этом так часто напоминать. Проникновенная игра таких замечательных актёров, как Джейми Фокс и Роберт Дауни младший, позволяет придать этой не очень ординарной коллизии общечеловеческий характер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.