суббота, 30 января 2021 г.

"Пятая печать" (1976)



В прошлом веке этот фильм был на слуху, но тогда, к сожалению, прошел мимо меня. Наконец, на днях мне удалось восполнить пробел. 

В начале фильма мы знакомимся с героями так, будто сидим с ними вместе за столом, погружаемся в атмосферу их жизни. Повествование размеренное, мягкий голос Зиновия Гердта, дублирующего одного из главных героев, даже успокаивает, несмотря на то, что на дворе 1944. И почему-то начинает казаться, что у фильма может быть благополучный финал. 

Но сюжет круто разворачивается и герои попадают в ситуацию жуткого выбора, в которую не должен попадать никто. Каждый делает свой выбор и для меня он оказывается непредсказуемым, учитывая сложившиеся образы и психологические портреты героев. 

Но не это больше всего поразило меня в фильме, а та цель, которая озвучивается от лица тиранов. Она, конечно, не являлась и не является секретом и, к счастью, события тех лет давно позади. Но от этого низость и бесчеловечность таких мотивов не становится меньше, а может даже выглядит еще более чудовищно (по сравнению с датой выхода фильма) на фоне современной жизни. 

"Уважающий себя человек способен протестовать, сопротивляться, и даже бороться. Неужели вы хотите выпустить отсюда людей, которые будут бояться нас, ненавидеть, и при этом уважать себя? Неужели вы совершите эту ошибку? Нет, пока в них теплится чувство человеческого достоинства - мы ничего не достигнем. Так какой вывод? В чем ваша главная цель? Заставить их презирать самих себя до отвращения! Пока вы этого не добьетесь - все остальное не имеет значения. Следует иметь в виду: человек всегда цепляется за свою ничтожную жизнь, человек слаб и труслив, жалок и бессилен, и наконец просто глуп." 

Я попробовала представить и прочувствовать этот процесс потери человеческого достоинства, через который пришлось пройти миллионам человек и мне стало не по себе. Точнее, мне каждый раз не по себе, когда читаю или смотрю что-то про фашизм. Кто-то, конечно, не переживает всего этого, так как сразу выбирает смерть. Не мне судить, что лучше. 

Как сказал эпизодический герой фильма "Восхождение дьявола" про Гитлера - "откуда у тебя это дерьмо в голове?" Вот и я никогда не пойму, откуда.

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.