вторник, 5 января 2021 г.

"Уик-энд" (1967)




- Маркс говорил «Все люди братья» 
- Это был не Маркс. Другой коммунист – Иисус вроде. 
- В любом случае, мне все равно. Мы живем не в Средние века 

Доведенный до последней черты человек может убить подвернувшегося под руку урода с мордой эксплуататора, но что даст ему свободу? «Бонни и Клайд», гоняющиеся за вечным призраком, материализация чаяний всех обездоленных Великой депрессии, в фильмах Годара могут обрести заветную волю только одной ценой – ценой смерти. Герои «Уик-энда» мертвы с самого начала. Их путешествие по Франции-1967 – путешествие семейной по загробному миру, только без Виргилия в качестве проводника. Мир тотальной разобщенности, декомунникации, взаимной неприязни и технического процесса. Предчувствие майских событий 1968 года, ставших отражением других более глобальных событий. 

Многие не впишутся в поворот после всеобщего отрезвления. Для других скандирование цитат из маленькой Красной книжки закончится благополучием университетских кафедр и тихой буржуазной жизнью. «Дети Маркса и Кока-колы» («Мужское-женское»). Имитационный бунт персонажей «Уик-энда», полноценных продуктов общества потребления, которых и свобода влечет, но и привычный комфорт не охота терять, уходит в пустоту. Все попытки атомизированной, априори несвободной личности нарушить какие-либо общественные табу наталкиваются на то, что жить после этого становится мучительно некомфортно, если не самому борцу с устоями, так всем остальным. Потому что эти устои не выдуманы кем-то, а являются естественным порождением общества. А если так, то уж лучше пусть хуже будет остальным, чем самому стороннику индивидуальных свобод. «Он молодой, красивый, богатый! Ему обязаны были уступать дорогу все – толстые, бедные, старые». Это, между прочим, привычная шизофрения большинства современных людей – и хозяин, и раб в одном лице. Жертва «общества потребления» и одновременно орудие ее распространения. Что и ведет ко все большей атомизации и росту неприязни, и попытки избавится от табу путем все новых преступлений, что приводит у Годара уже к тотальному нигилизму и потреблению в кубе – например, к буквальному каннибализму. 


Итак, герои и пророки лежат в земле. Вчерашние революционеры обуржуазились. Неизбывна только неприязнь. Она скапливается в спальных районах, пригородах и гетто. Караулит по ночам у станций метро или в темных углах парков. Носит нож, а может и купленный нелегально пистолет. Те, кому нечего терять. Очень актуальный такой для Франции сейчас фильм (наверное). Да и для России тоже.

6 комментариев:

  1. В очередной раз забыл об авторе, чья рецензия была опубликована в паре с другой. Приношу извинения.

    ОтветитьУдалить
  2. Бьюти Спирит кажется молодая левачка. Лет на 10 моложе меня.
    Людям воспитанным на таком путинско-сталинском варианте социализма сложно уловить этот главный конфликт европейских марксистов.
    Где то я это с мистером Генри обсуждал. Если все люди должны быть равны, то должны ли они быть равны только в материальном? А как со свободой интимной жизни? И вот конфликт годары, пазолини и прочие за свободу во всех ее проявлениях, но такая свобода приводит к неравенству. Что стоит отмена частной собственности если люди по своим личным качествам неравны в жизни.
    А российская трактовка социализма это такой описанный Аксеновым "культ бездарности" когда все должны жить оп стандартам, но эти стандарты не распространяются на тех кто следит за их исполнением.
    В конечном счете это конфликт между изначальным марксистским тезисом об отмирании государства по мере движения к коммунизму и сталинским антимарксистским тезисом об усилении роли государства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Несмотря на то или, может быть, благодаря тому, что я изучал в университете марксистско-ленинскую политэкономию, мое сегодняшнее мировоззрение ушло очень далеко от таких понятий как "левый", "социализм" или "капитализм". Во многом благодаря Вальтеру Ойкену: "Вера в богов, исполинов и духов, которая раньше определяла отношение человека к природе и которую из этой сферы естественные науки вытеснили, обосновалась и распространила свое влияние в обществе и экономике. «Капитализм», «империализм», «марксизм» и т.д. воспринимаются ныне как исполинские фигуры или духи, которые управляют всей общественной жизнью и от которых зависит каждый отдельно взятый человек. Мифы вытесняют разум. Разного рода секуляризированные «целебные» учения сталкиваются между собой. Борьба «социализма» против «капитализма» стала, по существу, борьбой вероучений."

      Удалить
    2. Такие понятия как "свобода" и "равенство" могут иметь очень разные трактовки. Недавно несколько раз слушал лекцию Славоя Жижека о свободе и думаю высказаться на эту тему у себя в блоге. Но главный вывод, который я сделал, слушая лекцию Жижека - свобода всегда идет рука об руку с ответственностью. То есть свободный человек - этот тот, кто готов нести ответственность за свои поступки. Но нынешние борцы за свободу и равные права забывают об этой обратной стороне свободы. Они борются за права без обязательств, которые эти права предусматривают.

      Удалить
    3. можно как угодно к этим учениям относится, но из-за них происходят войны и все такое прочее.
      В моем детстве и молодости марксизм уже был историческим явлением. Основная критика была направлена на теорию постиндустриального общества. В итоге критика эта оказалась верной. Такого общества не было создано. Место него энергетический кризис.
      Но Бьюти Спирит мечтает в области того что было 100 лет назад. Ругает французских студентов сартристов-маоистов с позиции сталинизма.
      Но между ней и теми студентами есть ключевая разница. У них революция была. Хотя бы неудачная. А где ее революция? Не нашел сколько ей лет. Думаю 1993 она не помнит. Это такое поколение мародеров. Они думают что будь им 20 когда мне было 8 они бы победили. А на самом деле весь их левый экстремизм вызван комфортными условиями Путинской России. Их не гоняют. Они умиляются когда правительство гасит борцов за демократию. Им кажется что вот-вот и все само собой станет как в 1952 году. Надо только подождать.

      Удалить
  3. левая Европа была Европой интеллектуалов, которых маргиналы вероятно ненавидели еще больше чем консервативных богачей.
    Оттого социализм там и не попер

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.