Оригинал взят у beauty_spirit в «Уикенд» (Week End), 1967, Жан-Люк Годар
- Маркс говорил «Все люди братья»
- Это был не Маркс. Другой коммунист – Иисус вроде.
- В любом случае, мне все равно. Мы живем не в Средние века
Доведенный до последней черты человек может убить подвернувшегося под руку урода с мордой эксплуататора, но что даст ему свободу? «Бонни и Клайд», гоняющиеся за вечным призраком, материализация чаяний всех обездоленных Великой депрессии, в фильмах Годара могут обрести заветную волю только одной ценой – ценой смерти. Герои «Уик-энда» мертвы с самого начала. Их путешествие по Франции-1967 – путешествие семейной по загробному миру, только без Виргилия в качестве проводника. Мир тотальной разобщенности, декомунникации, взаимной неприязни и технического процесса. Предчувствие майских событий 1968 года, ставших отражением других более глобальных событий.
Многие не впишутся в поворот после всеобщего отрезвления. Для других скандирование цитат из маленькой Красной книжки закончится благополучием университетских кафедр и тихой буржуазной жизнью. «Дети Маркса и Кока-колы» («Мужское-женское»). Имитационный бунт персонажей «Уик-энда», полноценных продуктов общества потребления, которых и свобода влечет, но и привычный комфорт не охота терять, уходит в пустоту. Все попытки атомизированной, априори несвободной личности нарушить какие-либо общественные табу наталкиваются на то, что жить после этого становится мучительно некомфортно, если не самому борцу с устоями, так всем остальным. Потому что эти устои не выдуманы кем-то, а являются естественным порождением общества. А если так, то уж лучше пусть хуже будет остальным, чем самому стороннику индивидуальных свобод. «Он молодой, красивый, богатый! Ему обязаны были уступать дорогу все – толстые, бедные, старые». Это, между прочим, привычная шизофрения большинства современных людей – и хозяин, и раб в одном лице. Жертва «общества потребления» и одновременно орудие ее распространения. Что и ведет ко все большей атомизации и росту неприязни, и попытки избавится от табу путем все новых преступлений, что приводит у Годара уже к тотальному нигилизму и потреблению в кубе – например, к буквальному каннибализму.
Итак, герои и пророки лежат в земле. Вчерашние революционеры обуржуазились. Неизбывна только неприязнь. Она скапливается в спальных районах, пригородах и гетто. Караулит по ночам у станций метро или в темных углах парков. Носит нож, а может и купленный нелегально пистолет. Те, кому нечего терять. Очень актуальный такой для Франции сейчас фильм (наверное). Да и для России тоже.
В очередной раз забыл об авторе, чья рецензия была опубликована в паре с другой. Приношу извинения.
ОтветитьУдалитьБьюти Спирит кажется молодая левачка. Лет на 10 моложе меня.
ОтветитьУдалитьЛюдям воспитанным на таком путинско-сталинском варианте социализма сложно уловить этот главный конфликт европейских марксистов.
Где то я это с мистером Генри обсуждал. Если все люди должны быть равны, то должны ли они быть равны только в материальном? А как со свободой интимной жизни? И вот конфликт годары, пазолини и прочие за свободу во всех ее проявлениях, но такая свобода приводит к неравенству. Что стоит отмена частной собственности если люди по своим личным качествам неравны в жизни.
А российская трактовка социализма это такой описанный Аксеновым "культ бездарности" когда все должны жить оп стандартам, но эти стандарты не распространяются на тех кто следит за их исполнением.
В конечном счете это конфликт между изначальным марксистским тезисом об отмирании государства по мере движения к коммунизму и сталинским антимарксистским тезисом об усилении роли государства.
Несмотря на то или, может быть, благодаря тому, что я изучал в университете марксистско-ленинскую политэкономию, мое сегодняшнее мировоззрение ушло очень далеко от таких понятий как "левый", "социализм" или "капитализм". Во многом благодаря Вальтеру Ойкену: "Вера в богов, исполинов и духов, которая раньше определяла отношение человека к природе и которую из этой сферы естественные науки вытеснили, обосновалась и распространила свое влияние в обществе и экономике. «Капитализм», «империализм», «марксизм» и т.д. воспринимаются ныне как исполинские фигуры или духи, которые управляют всей общественной жизнью и от которых зависит каждый отдельно взятый человек. Мифы вытесняют разум. Разного рода секуляризированные «целебные» учения сталкиваются между собой. Борьба «социализма» против «капитализма» стала, по существу, борьбой вероучений."
УдалитьТакие понятия как "свобода" и "равенство" могут иметь очень разные трактовки. Недавно несколько раз слушал лекцию Славоя Жижека о свободе и думаю высказаться на эту тему у себя в блоге. Но главный вывод, который я сделал, слушая лекцию Жижека - свобода всегда идет рука об руку с ответственностью. То есть свободный человек - этот тот, кто готов нести ответственность за свои поступки. Но нынешние борцы за свободу и равные права забывают об этой обратной стороне свободы. Они борются за права без обязательств, которые эти права предусматривают.
Удалитьможно как угодно к этим учениям относится, но из-за них происходят войны и все такое прочее.
УдалитьВ моем детстве и молодости марксизм уже был историческим явлением. Основная критика была направлена на теорию постиндустриального общества. В итоге критика эта оказалась верной. Такого общества не было создано. Место него энергетический кризис.
Но Бьюти Спирит мечтает в области того что было 100 лет назад. Ругает французских студентов сартристов-маоистов с позиции сталинизма.
Но между ней и теми студентами есть ключевая разница. У них революция была. Хотя бы неудачная. А где ее революция? Не нашел сколько ей лет. Думаю 1993 она не помнит. Это такое поколение мародеров. Они думают что будь им 20 когда мне было 8 они бы победили. А на самом деле весь их левый экстремизм вызван комфортными условиями Путинской России. Их не гоняют. Они умиляются когда правительство гасит борцов за демократию. Им кажется что вот-вот и все само собой станет как в 1952 году. Надо только подождать.
левая Европа была Европой интеллектуалов, которых маргиналы вероятно ненавидели еще больше чем консервативных богачей.
ОтветитьУдалитьОттого социализм там и не попер