среда, 8 мая 2019 г.

"Беда" (1977)

Кинопоиск


Название без всяких намеков и метафор указывает на тему и настроение картины. Начинается лента с цитаты из Указа Президиума "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Такое официозное начало провоцирует некие подозрения: а не подсунули ли мне вместо высокого искусства соцзаказ и антиалкогольную пропаганду? Но эти подозрения быстро исчезают, да и имя режиссера о многом говорит. Асанова и соцзаказ? Абсурд.

Режиссер изначально отказалась от всякого морализаторства: мол, посмотрите, до чего доводит пьянство приличного человека! Соблюдая выбранную тему, режиссер расширяет проблему - в ее глазах это не "проблема алкоголика", а "проблема личности в поисках смысла жизни". Хотя да, к сожалению, поиски смысла жизни у нас часто невозможны без злоупотребления...

Путь рабочего Славы - это тяжелый путь осознания того, что главное в жизни. Таких людей называют бедолагами, которые без неприятностей просто неспособны прийти к простым пониманиям, например, что мать - как ни крути, самый близкий человек, что потеря самоуважения ведет к деградации личности и т.д. И сколько таких людей у нас?


Фильм выстроен исключительно на психологических элементах, прежде всего, у главного героя (великолепная роль Алексея Петренко): соблазны, борьба с собой, внутренние демоны, попытки сознания пробиться сквозь пелену умопомрачения.

И всё это в условиях серой советской бытовой жизни. Серость жизни Асанова особенно подчеркивает почти во всех своих работах. "Картинка" у нее всегда как будто мрачноватая, затемненная, благодаря чему на первый план выводятся именно переживания героев, а внешние детали кажутся незначительными - запоминается лишь атмосфера целиком.

Ближе к концу появляются мотивы прощения. У женщины-режиссера иначе и быть не может. Мотив прощения развивается через образ матери главного героя - не побоюсь этого слова, альтер-эго Асановой. Отношения матери и сына придают психологической драме еще большую глубину.


Все переживания изображены очень достоверно и, что важно, умеренно, без нагнетания ненужных страстей. Не каждый бы режиссер-мужчина справился бы с этой задачей. "Беда" - внутренняя драма, живая, настоящая, подлинная. Жаль, фильм недооценен: кого-то отпугивает алкогольная тематика, кого-то - невзрачность картинки. Между тем, именно в "Беде" Динара Асанова реализуется равнозначно и полноценно как самобытный режиссер и как тонкий психолог. Именно такое соотношение больше у нее не повторится, мне так кажется.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за второе место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало мая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.