воскресенье, 26 мая 2019 г.

"Расёмон" (1950)

Оригинал взят у ujeslesar в № 62. "Расемон" (羅生門, Акира Куросава, 1950 г.)

Кинопоиск

Для того, чтобы снять фильм, который гарантированно станет классикой и будет потом цитироваться и пересниматься в цвете и 3D, берем хороший первоисточник, например, Акутагаву, добавляем отличного режиссера - пусть будет Куросава? - и неплохого актера, можно даже слегка однопланового вроде Тосиро Мифунэ.

Потом нанимаем 5-6 грязных оборванных японских пейзанов и двух лошадей, берем две-три катаны с прошлых съемок о Нобунаге с Токугавой или Сингэне с Кэнсином, строим аутентичное древнеяпонское сооружение типа старых городских ворот и запускаем режим «дождь, грязь, вселенская депрессия». А теперь, камера, мотор!

До сих пор не могу понять, как Куросаве удалось из двух совершенно разных рассказов Акутагавы склеить такую цельную и увлекательную достоевщинку и при этом не убить детективную составляющую.

Три человека — молодой самурай, его жена и наглый бродяга-рецидивист, взявшийся показать им дорогу - вошли в лесную чащу погожим летним деньком, а вышли из зарослей лишь двое последних. Самурай убит, а его выжившая жена безжалостно изнасилована.

- Что же там произошло, в полутьме чащи-то? - спрашивает судья у задержанных и слышит четыре разные истории.

Первую рассказывает жена самурая, жертва изнасилования.

Вторую — бродяга (Тосиро Мифунэ крут и убедителен), задержанный практически с поличным, толком не спрятавший в штаны грозное орудие преступления.

Третью — убитый самурай, успевший перед смертью увидеть, как маргинал-проводник насилует его жену.

Четвертую — случайный дровосек, подглядевший часть путешествия через лес той троицы.

Все четыре истории полностью противоречат друг другу, но в каждой при этом есть юридическая логика и надрывная человеческая драма со своей честью, принципами и долгом. Что совсем ставит в тупик судью — то, что все три участника преступления называют убийцами себя и, слушая показания каждого, невольно соглашаешься с мотивацией.

В каждом пересказе истина где-то рядом и к концу фильма мы узнаем настоящую, пятую версию, которая драматичнее любой выдумки подследственных. Но подробности убийства в чаще уже неважны, ужас и смерть, позор и страх уходят в прошлое, как проходит ливень, собравший под воротами Расемон слушателей этой жуткой истории. Всё позади.

Жизнь, снова продолжается жизнь, о чем пораженным слушателям напоминает плач брошенного какой-то непутевой матерью описавшегося младенца. Рассказавший эту историю дровосек (маленькая, но добротная роль Такаси Симуры) забирает подкидыша себе — где есть пять ртов, там и шестой не помеха — и уходит. Из-за расходящихся туч выглядывает солнце...

P.S. А Расемон — это не имя одного из персонажей, а место, где рассказывается история, полуразрушенные городские ворота. Почему в название вынесены именно они — спросите что полегче. Люблю Куросаву почти всего, а «Расемон» - особенной любовью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.