понедельник, 3 декабря 2018 г.

"Одинокая девушка" (1995)

Оригинал взят у marie_bitok в ОДИНОЧЕСТВО vs. СВОБОДА

Кинопоиск

«Одинокая девушка» (1995) Бенуа Жако можно включить в своеобразную трилогию о девичьем одиночестве вместе с «Зеленым лучом» (1986) Эрика Ромера и «О любви» (1970) Михаила Богина.

Каждая из этих картин рассматривает свою художественную проблему с различных углов зрения: если для Ромера любовь – это смысл, запятнать который нельзя даже ради спасения от одиночества, то Богин не видит возможности любви в неидеальном мире, а у Жако героиня совершает путь в обратном направлении – бегство в одиночество от любви, или, как минимум, от отношений. Вообще же, тема тревог девичьего сердца, казалось бы, донельзя избитая – ее воспевает и фольклор, и поэзия, и искусство в общем. Но в определенной степени тема эта осталась terra incognita, набором штампов и в большинстве случаев нежизнеспособных стереотипов, и произошло это, мне кажется, по двум причинам. Во-первых, слово редко предоставляется самим девушкам (за исключением, пожалуй, фольклора), на девушку смотрят со стороны, ее изучают и наблюдают – и только; а во-вторых, эта сфера предельно упрощается, сводя все проблемы к поиску жениха. Да, все три названных фильма сняты мужчинами, но главную роль исполняют актрисы (Мари Ривьер, Виктория Федорова, Вержини Ледуайен), которые выступают здесь не исполнителями режиссерской воли, а полноценными соавторами фильма.

Никто не станет спорить, что самой яркой в том трио стала француженка Вержини Ледуайен, которая сумела сдержанными, но предельно выразительными мазками нарисовать картину одиночества своей героини. Когда начинаешь смотреть фильм, сначала кажется, что он весь – бесконечное любование режиссера и оператора красотой 19-летней актрисы, которая чуть позже станет лицом французского кино рубежа веков. Но в действительности перед нами медленное и глубокое погружение во внутренний мир человека, который стоит перед важнейшим нравственным выбором. Что заставляет Валери сказать своему молодому человеку те слова, что она в итоге сказала? Неуверенность в нем? В себе? Молодость и неопытность? Или необходимость свободы? Возможно, последнее, потому что складывается впечатление, что ощущение свободы присуще героине и вполне органично для нее – это не отсутствие обязательств (обязательств матери она не боится и справляется с ними), а внутреннее состояние. Возможно даже, что слово «одинокая» здесь становится контекстным синонимом слова «свободная». Почему словосочетание «свободный мужчина» имеет в языке положительную коннотацию, а «свободная девушка» отдает неприятным привкусом?

Фильм «Одинокая девушка» сделан с типичной французской интонацией: чуть монотонно, даже обыденно, с углублением в незначительные детали, без эстетического любования действительно красивыми вещами, будь то Париж, лицо девушки или отношения мужчины и женщины. Потому что все это – часть повседневности, в которой героев больше заботят свои проблемы и комплексы. Здесь нет очевидной поэтичности, которой мы ждем от всего, что носит эпитет «французский», но кино в данном случае учит нас видеть и чувствовать поэтичность иного рода – поэтичность самой жизни, лишенной, в которой нет рифм и метафор, но которая ежедневно наполняющей наше существование загадочным смыслов, который иначе как поэзией мы назвать не можем.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.