Оригинал (отредактированный) взят у pol_ned в Молодая жена / Леонид Менакер / 1978
Кинопоиск«Молодая жена» - фильм особенный. В нем присутствует все то, за что можно нелюбить советское кино семидесятых-восьмидесятых, полный набор штампов на грани пародии, но в данном случае вспоминается Дуглас Сирк, который умел избегать пошлости там, где это невозможно по определению. Только вот в отношении Леонида Менакера определится трудно – либо он виртуозный мастер работы с формой и актерами, либо так удачно карта легла, что монтаж наделил фильм подтекстами, о которых сам режиссер и не подозревал (с трудом верится, впрочем). Тут вообще очень странная ситуация вырисовывается: представляется образ режиссера, который стебется по полной программе, но в процессе съемок проникается историей, а актеры столь хороши, что даже в рамках приторной мелодрамы выкладываются по полной, у каждого «история за кадром», «внутренняя драма и мотив» - Станиславский аплодирует стоя. Фильм же оказывается ларчиком с двойным дном, о существовании которого может догадаться как опытный зритель, так и человек с образным мышлением, но тогда вообще эффект 25-го кадра, когда вроде бы все прилично, но отчего-то неожиданно конфузно.
Анна Каменкова играет юную сельчанку Маню (да, вот так…), обманутую женихом и назло всем вышедшую замуж за вдовца из соседней деревни – человека страстного, но грубого и неотесанного. Продинамивший жених кусает локти, бывшая любовница мужа проводит активные кампании по завлечению «видного мужчины» назад, а сама молодая жена томится в доме нелюбимого супруга и решает поступать ли ей заочно в техникум…И пусть в конце все будет хорошо, а муж-скотина станет человеком разумным и в техникум Маня поступит – кино не про это! Тут важно не что, а как и это уже совсем другая история. Начать с того, что героиню хоть и зовут Маней, похожа она не на колхозницу, а на юную тургеневскую барышню, пребывающую во власти глубоких чувств. Не менее глубокие чувства испытывает и ее муж Алексей (Владлен Бирюков), но как-то совсем по-звериному, едва ли не на уровне «бьет, значит любит!», опыт общения которого со слабым полом сводился к женщинам без затей – как первая жена, о кончине которой он ни капли не сожалеет («нажился с чуркой бездушной»)и любовница Тамара (великолепная Наталья Назарова!), женщиной с феллиниевскими формами и важным общественным положением – продавец сельмага!
Вообще, Тамара – это отдельная песня: если о Мане можно сказать, что это душа, то Тамара тело, если не телеса! Это особый тип советского провинциального сексапила, когда парик с «вавилонами», необъятного размера грудь и бедра утянутые в синтетические ткани и капитальный такой макияж что б издалека было видно, что «красиво». Ну и еще у Назаровой голос специфический – сладкая патока, порок с придыханием, неожиданный всхлип, при ином раскладе неплохая Грушенька в «Братьях Карамазовых» могла бы получится, но вот…Тамара и все тут!
«Молодая жена» просто переполнена двусмысленной символикой, вопрос только в том насколько это сознательно и не является ли на самом деле плодом моего разыгравшегося воображения! Неверный жених Володя («усатый нянь» Сергей Проханов) пытаясь примириться с обиженной Маней сначала плещется в речке, потом полураздетый объясняет свою неверность тем, что не устоял супротив соблазна, когда на второй год службы в армии из степи перевели в город, где слишком много испытаний на прочность оказалось – на протяжении всего разговора он размахивает перед лицом смущенно опустившей глаза девушки огурцом, сорванным с грядки.
Тамара, пытающаяся завлечь Алексея в свои сети снова, просит помочь ей вытащить из подсобки мешок с сахаром (сладкая женщина…), так зажав и зацеловав в этой самой подсобке, что мужчина даже и не сопротивляется.
Сам Алексей делает предложение Мане после того, как застает ее со своей дочерью играющей на полу в куклы – обе смотрят на него снизу вверх, ребенок и недавний подросток.
Но это все мелочи, самое нетривиальное заключается в невинной казалось бы музыкальной заставке прогноза погоды по окончании программы «Время» : именно под нее происходит первая брачная ночь молодоженов, когда жена к мужу «на вы», а он «ну хватит в детство играть» (привет куклам) и выключает свет. Постельных сцен в фильме нет, но этот музыкальный прогноз погоды – форменная порнография! Потому что в следующий раз, когда передают прогноз погоды, на лице юной супруги проступает непередаваемый ужас, а тут и радостный муж как черт из табакерки – «ага, попалась птичка!».
И этот «прогноз погоды» неспроста, потому что первую половину фильма, когда герои только начинают жить друг с другом, стихия не балует, словно передавая эмоциональное состояние героини и градус отношений с мужем – сначала унылая осень с моросящим дождем и полным неуютом, потом ледяная стужа, когда даже дом промерзает насквозь (пик неприязни, когда Маня пытается уйти от Алексея), зато когда «все наладилось» весна наступила, цветочки расцвели – Маня, крепко обхватив мужа, катается по ухабистой дороге на мотоцикле… Но я-то снова о полюбившемся прогнозе погоды! Если многое другое может оказаться надуманным, то как минимум один эпизод, подтверждающий о знании режиссером термина «сублимация», в фильме есть: в очередной раз поссорившись с женой и оставшись один, Алексей приходит домой, включает телевизор, а там…прогноз погоды! Следующий кадр – с горящими глазами и вздувшимися на шее венами он мало того что перевыполняет план по заготовке леса, еще и бригаду загонял до полного изнеможения. Как не вспомнить Челентано, который тоже рубил дрова, когда Орнелла Мутти говорила решительное «НЕТ!».
К слову, в этом невинном казалось бы фильме есть еще один эпизод, за каких-то 5 минут отыгрывающий по полной программе принцип взаимоотношений полов на фоне совка 70-х: замерзшая на морозе Маня (осерчавший муж отправляет ее торговать мясом на рынок – крайняя степень унижения для комсомолки-отличницы) случайно встречается там же с бывшим женихом, который сначала приглашает ее испить чая в какой-то забегаловке (разумеется, за столь интересным занятием их и застает Тамара, упивающаяся неловкостью обоих) , потом приглашает в общагу, представляя соседу по комнате сестрой. Сосед, явно привыкший, без лишних просьб демонстративно покидает комнату.
Володя гасит свет, плюхается на пружинистую койку и сбряцав на гитарке куплетик (культурная программа, так сказать), предлагает «поговорить». Неуют, конфуз и полбутылки дешевого пойла – это то, что может предложить «мачо» своей избраннице. Однако фильм 78-го года, до «Маленькой Веры» было еще очень далеко и дальше игры на гитаре не пошло, Маня гордо покидает комнату, окончательно распрощавшись с иллюзиями относительно первой большой и чистой любви.
Однако скрытая ирония и непонятная советскому обывателю символика не самое главное здесь – это просто очень хорошее, доброе кино, которое хочется пересматривать, потому что каждый герой полон жизни и даже самый гадкий из них (как сестра жены-покойницы, Руфина, мещанистая тетка с тройным подбородком, привыкшая брать голосом там, где иначе не получается) на самом деле достоин сочувствия и сострадания, а это уже гуманизм, причем неподдельный – такая экзотика…
Во второй половине 70-х было снято много фильмов в стиле так называемого соцманьеризма - "Ксения, любимая жена Федора" Мельникова, "Единственная" Хейфица, "Познавая белый свет" Муратовой. И не надо забывать, что в 76-м году была снята "Империя чувств", которую советские режиссеры наверняка видели. Если в советских фильмах 60-х заметно влияние Годара и Антониони, то закономерно, что таким контрабандным путем эротика проникала на советские экраны. На днях читал рецензию на телевизионный спектакль "Безобразна Эльза", о котором автор написала, что он в одном шаге от порнофильма.
ОтветитьУдалитьТолько что пришло на ум, что начало такой манере съемок положил Василий Шукшин "Печками-лавочками" (1972) и "Калиной красной" (1973).
ОтветитьУдалить