воскресенье, 7 ноября 2021 г.

"Женя, Женечка и «Катюша»" (1967)

Оригинал (отредактированный) взят у inryko в Последний романтик (Женя, Женечка и "Катюша")
Критиковали фильм за дурацкие шутки и общую атмосферу легкомысленности и театральности. На войне не смеются и не устраивают розыгрышей. На войне положено стрелять во врага, сжав зубы или героически умирать. Но кроме внешнего конфликта критики против фильма есть и внутренний конфликт в самой картине.
 
Для меня герой Олега Даля - Женя Колышкин - последний романтик Великой Отечественной. Нет, он не единственный герой военного эпоса, который читает стихи, сочиняет истории про рыцарей и вставляет французские фразы в разговор. Но я не припомню никакого другого героя, который был бы так дистанцирован от ужаса войны, находясь в самом ее сердце. Женя с горем пополам подчиняется уставу, совершает все положенные артиллеристу действия, с честью выходит из перепалок с товарищами по несчастью и даже из опасных ловушек.. Но он - не здесь. Человек другого мира. Где войны случится не может. Потому что это «глупость».
 
Колышкин во всем отличается от окружающих его людей. В нем нет специфического щита цинизма и грубости, которые помогают выживать. Он абсолютно не защищен от уколов, наносимых завистью, злобой, ревностью, жадностью. Но вместе с тем он одет в свою сверкающую броню последнего рыцаря эпохи. Его броня выплавлена из романтизма, галантности и... нежности. И эти элементы защищают его лучше, чем могут представить его товарищи.
 
Он катастрофически одинок. Однополчане третируют его (по доброму, к счастью), высмеивают его за возвышенность речей и нарочитую элегантность манер, раздают оплеухи, чувствуя подвох в самых простых, но изящных фразах ( «Это кто тут цельный?»). Его фантазии вызывают усмешки. «Книжный магАзин» на фронте не нужен. Думаю, где-то в глубине души они рады тому, что этот чудак делает каждый их день немного светлее.
 
Даже его возлюбленная - Женечка Земляникина - поначалу отталкивает его. Она вынуждена защищать свою честь и тело (первоочередная, увы, необходимость) от поползновений загрубевших на войне «мужиков». Потому что, хотя по заявлению филосовствующего Захара, «баба тоже человек», ждут от нее именно «бабской» реакции на грубые ухаживания. У Женечки острый язычок и добрая доля цинизма и язвительности. Но Женя пробивает ее защиту, не сделав ни единого угрожающего выпада. Пробивает нежностью и романтикой. И вот уже Женечка Земляникина живет в счастливом ожидании встречи, когда можно вдвоем задохнуться нежностью, которая рвется из самого сердца.
 
Я знаю, что эта история целиком вымышленная, но убеждена: то, как относится Женя ко всем людям без исключения, без деления на врагов и друзей, помогло ему не быть немедленно убитым в плену. Я помню, что это только потому, что насчет него у немцев был план: посылка со взрывчаткой и часовым механизмом. Но посмотрите, как он общается к ними. Без показной храбрости, без презрения, угрюмости или отвращения. Когда первый испуг прошел, он удивляется «человеческому» гостеприимству и... нежности своих нежданных «хозяев». Артиллеристу не много выпадает шансов встретиться с противником лицом к лицу. 

Он пытается понять, зачем этим парням воевать. Пытается убедить, что война - это роковая бессмысленная ошибка. Потому что так много есть хорошего в тех, кого он встретил и в тех, к кому он спешил с маминой посылкой в рука. Потому что между ним Евгением - «Иваном» и Зигфридом - «Фрицем», не должно быть, не может быть противоречий. А генералов можно... убедить остановиться.
 
Конечно, это можно назвать пьяной болтовней, захмелевшего от шнапса юного солдатика. Но что из его слов мы назовем ошибкой или неправдой?
 
Трогательны его отношения с лейтенантом, который и негодует «закидонам» рядового Колышкина, и по отечески переживает за него. Переодевание в женские платья с целью доставки снарядов на передовую - один из трюков, который вызывает очередной комичный упрек лейтенанта «втравил ты меня, Колышкин». Но ведь срабатывает же!
 
Невероятная прозорливость и настойчивость режиссера Мотыля, выбравшего на главную роль Олега Даля и отстоявшего его участие, сделали фильм совершенным. Олег Даль как будто играл самого себя: идеалиста, белую ворону, человека с бесконечно нежным сердцем.
 
Несмотря на то, что формально это справедливое утверждение, но назвать этот фильм удачным не поворачивается язык. Это абсолютно недостойная характеристика для истории, которая омывает душу спасительной надеждой на то, что этот мир человечеству удастся сберечь.
 
Не знаю, могла бы красота спасти мир, но нежность ему нужна гораздо больше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.