воскресенье, 22 августа 2021 г.

"Эмма" (2020)

Оригинал (отредактированный) взят у inryko в И снова Эмма...( Emma, 2020)



Шла я в кинотеатр с предубеждением ретрограда: зачем снимать новый фильм, когда вот есть старый с Гвинет Пэлтроу, очень удачный и остроумный. (Фильм, где Эммой была Ромола Гарай я не упоминаю по личным причинам — не понравился). И все там было на месте: и сцены, и герои. И кастинг отличный. Ну вот зачем?! Так думала я. И ошибалась! Новый фильм не просто достоин своего предшественника, он в чем-то и превзошел его. Но главное — он другой! 

Смешно говорить о различиях между экранизациями одного и того же произведения. Обе они — аккуратные, от оригинального текста — ни ногой. Особенно новая. Я специально проверила. Ни одного отступления от центральной линии, и даже от побочных. Все герои и события даны в точном соответствии с книгой. В чем же новый фильм лучше? Попробую объяснить. 

Прочитав первый раз книгу, я не сразу «раскусила» Эмму. Было это во времена моей молодости, когда читала я еще более невнимательно, чем сейчас. Эмма тогда представлялась мне милой чудачкой, девушкой из благополучной семьи, которой вздумалось поиграть в сваху. Фильм я смотрела гораздо позже и в первый раз меня ослепила Гвинет Пэлтроу, которой я просто восхищаюсь. Нет такого фильма, где она мне бы не нравилась. А вот на второй и третий раз впечатления что от книжной героини, что от кинематографической были уже другие. Честно скажу, Эмма меня раздражает. Как и все люди, которые считают себя правыми без особых на то оснований. Более того, уверенные в своей непогрешимости, они ломают столько дров, что и в три зимы не сожжешь в камине. А еще они обижают людей, не замечая с высоты своего совершенства ни чужих чувств, ни слабостей, ни достоинств. Если бы не Пэлтроу, которая продолжает ослеплять, эта неприязнь к героине была бы еще сильнее. 

А новая Эмма в 100-процентном соответствии с текстом еще большее впивается занозой в наше раздраженное сознание, еще глубже впадает в грех гордыни и еще глупее выглядит со своими экспериментами по «связыванию» людей узами Гименея. Мы отчетливо сознаем: бесится с жиру. Она делает это просто от безделья, от избытка благополучия, пользуясь личной неуязвимостью и материальной безопасностью, недоступной многим девушкам ее положения. В то время как другие девушки в ее возрасте надеются на заключение брака с разной степенью отчаяния, Эмма совершенно не нуждается в покровительстве мужа. Хронически больной и хронически богатый папа не отказывает ей ни в чем, а в будущем она станет хозяйкой, как минимум, половины его состояния. 

А главный грех Эммы состоит в том, что она играет в куклы живыми людьми. Расставляет их на шахматной доске, исходя из воображаемых ею правил игры, и двигает их взад и вперед, не замечая, что они не прочь бы и сами решать свою судьбу. Ее цель, ни много ни мало, улучшение человеческой природы в узко-специальном смысле. Однако, племенная работа, направленная на повышение социального статуса безродной девушки путем «подсаживания» ее на более благополучную семейную ветвь, обречена на неудачу слишком смелой селекцией. И вот она попадает впросак от недопонимания ее мотивов преподобным Элтоном, обламывает коготки о презагадочного Фрэнка Черчилла и, наконец, получает выволочку от предубежденного мистера Найтли. Эмма усвоила урок и закрыла лавочку свахи. Повезло и в этом, можно сказать. А ведь могла так и кончить, как намеревалась: назойливой старой девой, которая упорно сводит молодых людей и ни разу не достигает цели. 

Эмма хорошенькая, умненькая и своенравная девушка, которая занимается всем, чем положено понемножку. В отсутствии критики и соперниц она — самая лучшая. Но тщеславию ее приходится терпеть муки при явном превосходстве Джейн Фейрфакс. Дело в том, что при всем наивном самолюбовании, Эмма в глубине души честна сама с собой. Джейн Фейрфакс, может быть, и бесприданница, вынужденная искать работу гувернантки. Цвет лица у нее не такой здоровый, и общительностью она не может похвастаться. Но она настоящая пианистка, исполняющая классическую музыку (да еще по памяти!), обладает отличным голосом и музыкальным вкусом, а Эмма по сравнению с ней просто дебютантка, перебирающая пальчиками клавиши и поющая популярные романсы (попсу!) нежным, но слабым голосом. 

Джейн Фейрфакс, превосходно сыгранная Эмбер Андерсон, не только совершенно такая же, какой ее описала Джейн Остин (немного отстраненная, скромная, задумчивая девушка, которая отлично хранит свои секреты), не только соответствует девушке 18 века (а это сложная задача для роли, все дальше уходящей в прошлое), но также и именно такая, какой я сама ее представляла. В Джейн Фейрфакс нет самолюбования, но стиль и благородство — налицо. 

Напоследок скажу еще об одной удаче фильма — его абсолютной хореографичности. Сделано это с шутливой нарочитостью. Эмма, отточившая в совершенстве тонкую моторику светских манер, встает и садится с точностью автомата. Практически неуловимые движения глаз, пальцев и всей ее изящной фигуры заставляют подчинятся и остальных. Рисунок, танец, мелодия - вот что приходит на ум, когда смотришь эту последовательность поклонов и приседаний, «стрельбу» взглядов, «перекличку» вздохов. Это забавно и... уместно. Коль скоро «на дворе» конец 18 века. 

Музыка тоже не подкачала. Никакого диссонанса! Соответствует времени и соната Моцарта, исполняемая Джейн Фейрфакс. Аутентичность и вместе с тем отчетливая современность прочтения одной из немногих, к сожалению, книг Джейн Остин, делают эту экранизацию достойной не только просмотра, но и искренней рекомендации всем друзьям и знакомым. Вы не пожалеете!

1 комментарий:

  1. Не так давно в сообществе была опубликована рецензия на этот фильм. В этой рецензии анализ фильма и книги намного глубже. Обычно я объединяю рецензии участников на один фильм в одной публикации, но не всегда это удается сделать. А эта рецензия заслужила того, чтобы мы снова вспомнили о последней экранизации романа Джейн Остин.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.