Оригинал взят у Ксения Пересторонина в «Эфир» (драма), Кшиштоф Занусси, Польша, 2019
Кинопоиск«История, показанная в картине касается Европы во времена Первой мировой войны, когда еще бытовало мнение, что наука ответит на все вопросы и научит человека быть счастливым. Наука нам помогла в итоге, но на все вопросы никогда не сможет ответить, это мы понимаем только сейчас…» - задавая интригу, Кшиштоф Занусси представил перед премьерой в Минске свою картину «Эфир». Знакомым с творчеством великого режиссера, который в свои 80 лет имеет фильмографию из 88 картин и не собирается останавливаться на достигнутом, не стоит объяснять насколько глубокими, но в то же время простыми и доступными для массового зрителя становятся его работы.
На протяжении всей своей творческой карьеры Кшиштоф задумывается о высоких материях души, нравственности и морали, придавая им художественную форму, воплощая в образах различных эпох и стран. «Эфир» можно было бы назвать своеобразной научно-популярной историей, если бы не отсылка к «Фаусту» Гёте и плавных рассуждений на тему «Страшного суда» Босха. Интерпретация получилась знаковая и уникальная, а весь сакраментальный смысл ленты заключился в финальных пятнадцати минутах страшного осознания действительности. Кто не помнит, доктор Фауст продал душу дьяволу за удачливость в научных открытиях. Это сейчас мы прекрасно понимаем, что людская зависть к чужим успехам способна порождать слухи и небылицы, а в свое время это вполне считалось чем-то мифическим.
Действие «Эфира» разворачивается в неспокойное время 1912 года на границе между Украиной и Австро-Венгерской империей. Военный врач одержим наукой, в частности экспериментами с эфиром. Легкое невидимое сочетание химических соединений способно в определенных пропорциях усыпить и обездвижить человека, обезболить раны, полученные на поле боя или заставить смеяться как при наркотическом опьянении. А еще он способен вылечить шизофрению и даже сифилис, главное – знать нужную пропорцию. В поисках идеальной формулы и дозировки проводит все свое свободное время Доктор, а в процессе случайно убивает свою девушку, за что отправляется на эшафот.
Вот тут и происходит встреча с таинственным незнакомцем, который делает заманчивое предложение с невеликой эфемерной стоимостью – дать расписку в получении души. Легко продать то, чего никто никогда не видел и Доктор с радостью идет на сделку, спасая свою физическую оболочку, веря в великую пользу, которую принесут человечеству его открытия.
Военно-политические интриги, сумасшедший дом, бордель, казармы, боевые атаки, ранения, роды, шпионские доносы – всё так или иначе оказывается связанным со смертью во имя науки и парами эфира во имя спасения души.
Возможно ли плотское и духовное порабощение человека, просит ли искупления душа на пороге смерти, оплатные ли долги перед исковерканными жизнями? Философских вопросов для рассуждения в фильме масса, Кшиштоф их бросает в зрительский мозг, словно дрова в костер инквизиции, заставляя вас хорошенько подумать в следующий раз, когда кто-либо предложит вам сделку о создании новой религии, имя которой «Наука».
Фауст фильма:
…Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за второе место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало декабря.
Здравствуйте! Я не нашла этот фильм в онлайн просмотре. Его еще нет? Если у вас есть ссылка, дайте пожалуйста
ОтветитьУдалитьАвтор рецензии, насколько я понимаю, смотрела фильм в кинотеатре.
Удалить