воскресенье, 29 декабря 2019 г.

"Свобода - тоже хорошо" (2006)


Кинопоиск


Успех итальянского фильма Anche libero va bene одновременно у критиков и зрителей кажется вполне закономерным, ведь сколько бы кинематограф не изощрялся, а иногда людям всего-то и надо, что посмотреть простую историю про обычных людей, которых легко можно принять за ближайших родственников или соседей. Режиссерский дебют главного кинокрасавца итальянского кино Кима Росси Стюарта, любимого по всему миру за роль принца Ромуальдо из фэнтезийного сериала Ламберто Бава «Пещера золотой розы», оказался на удивление зрелым, а по духу напоминает скорее кино 70-х с его тягой к социальной проблематике, вот только без политического окраса, так свойственному кино той эпохи.

Anche libero va bene вообще лишен особых примет времени и если б не сотовые телефоны у героев, я б затруднился с ответом на вопрос когда именно происходит действие картины. Этот нюанс наделяет историю неким налетом «классичности», хотя не содержит в себе и намека на сухую академичность или сдержанность. Нет, вот в чем в чем, а в сдержанности режиссера заподозрить сложно, как и героя, которого он сыграл, отца-одиночку Ренато – будучи истинным итальянцем, разрываемым личными неудачами и бытовыми проблемами, эти самые проблемы он пытается решать диким ором, который его не красит, но на то и рассчитано. Ренато вообще относится к категории хороших людей, которые почему-то много орут, любить их сложно, но есть за что.


Нужно отдать должное Киму Росси Стюарту, он сыграл человека, который часто ведет себя неправильно, демонстрирует разные грани самодурства и едва ли не тиранит своих близких и в этом есть определенная степень отваги – рассекает по экрану эдакий красавчик в спортивных штанах и мятой футболке, орет на сына и дочь и думаешь «ну что ж за скотина-то такая?», хотя потом и понятно – не он скотина, просто жизнь такая и вообще «у верблюда два горба, потому что жизнь борьба»…

Ким Росси Сюарт, конечно, звезда, но главным героем в полном смысле слова является все же не он сам, а его экранный сын, одиннадцатилетний школьник Томазо (Алессандро Мораче), глазами которого и показаны события фильма. Более того, не смотря на мелкую придурь, свойственную любому школьнику, именно Томазо является если не наиболее адекватным персонажем, то во всяком случае именно его взгляд формирует ту объективную реальность, которая не доступна всем остальным.


Одиннадцатилентний мальчик образует дуэт со взрослым отцом, а Anche libero va bene не смотря на присутствием в нем женских персонажей и отчасти сентиментальную интонацию остается очень мужским фильмом. А что же женщины? А с ними все сложно, считает Ким Росси Стюарт. Стефания, жена Ренато, то и дело дрейфует от одного мужчины к другому, а потом в очередной раз просит мужа и детей простить ее и разрешить вернуться домой. Ренато хоть и грозен в праведном гневе, но «мужик, такой мужик» - ведется на слезы и ласку, прощает.


Стефания, признаем, виртуоз своего дела – плачет обильно, даже с не во всем справедливыми упреками истерящего мужа «вполне согласная» и прощение ей даруют искреннее, потому что она и раскаивается искренне, просто не на долго ее хватает, она как та лошадь из анекдота, которая и рада бы, да «не шмогла». Барбора Бобулова, словацкая актриса, успешно снимающаяся в европейском кино, играет Стефанию в таком ключе, что однозначно судить ее сложно – слишком яркий и харизматичный персонаж, хоть и «с гнильцой».

Стефания – девочка-женщина, слишком рано ставшая матерью и не готовая к той «взрослой» жизни, к которой обязывают ее двое детей. Ренато – «плохой полицейский» в сравнении с ней: на детей орет, диктует правила, требует дисциплины, хотя у самого по жизни все коряво. Но основной курс держит верный – «мой дом, моя крепость!». Стефания в отличии от него «дарит праздник», но россыпь бриллиантов на поверку оказывается дешевыми стекляшками, а ее мечущуюся натуру тянет к новым неизведанным горизонтам, где нет места детям, мужу и опостылевшему быту. В глазах мужа Стефания всего лишь шлюха, в том числе потому, что он не способен видеть в ней большее, чем просто неверную женщину. Томазо, не смотря на возраст, на иррациональном уровне видит суть своей матери куда лучше, потому что между ними не стоит игра в любовь или страсть. И именно потому что его не слепит красота женщины, которая способна подкупить только мужчину, Томазо не очень доверяет своей матери, но не прекращает любить ее ни до ни после махрово-эгоистичных поступков.

Алессандро Мораче по-настоящему удивительный мальчик, без которого фильм просто не состоялся бы, уверен. Это вовсе не голливудский ребенок со смазливой мордашкой и озорной улыбочкой, скорее уж он похож на волчка с печальными глазами. Но в этих глазах не только печаль или затаенный бунт, главное в них - понимание и настолько глубокое, что момент всепрощения идиотам-родителям не кажется надуманным.

В России название фильма перевели как «Свобода – тоже хорошо», что несколько искажает оригинальный замысел. На протяжении всего фильма Ренато заставляет своего сына ходить на плавание, мечтая что когда-нибудь тот станет знаменитым пловцом, хотя сам Томазо денно и нощно мечтает о футболе и походы в бассейн для него унылая повинность. Но как это часто бывает, стремления родителей не совпадают с желаниями детей, вот и Ренато остается глух к просьбам сына записать его в футбольную секцию, к тому же «за плавание уже заплачено». Однако, достигнув финального катарсиса, Ренато готов пересмотреть свои взгляды на футбол, хоть тот и является с его точки зрения спортом для дебилов, НО – «кем ты хочешь стать в футбольной команде больше всего?» - «центрофорвардом!» - «да?..а мне бы свободным защитником. Свободный защитник – это классно!» - «…свободным быть тоже хорошо… Но это будет в следующем году, а в этом уже уплачено за плавание».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.